Население с каждым днем все хуже и хуже расплачивается по кредитам. Так, в 2014 году объем «плохих долгов» вырос в полтора раза. На март 2015 года россияне задолжали банкам почти 1 трлн рублей. Как правило, отчаявшись вернуть средства, кредитные организации перепродают задолженность коллекторским агентствам. Некоторые из последних славятся грубыми и незаконными способами по возврату задолженности. Другими словами, попросту «выбивают» долги. В результате даже доходит до самоубийства напуганного должника. Исправить ситуацию мог бы закон о коллекторах. Документ должен попасть в Госдуму этой осенью. Однако, как отмечают эксперты, полностью защитить граждан от агрессивных коллекторов он не сможет. До сих пор остается не ясным, кто будет регулировать действия коллекторов.
В настоящее время в стране 40 млн должников, 10 млн испытывают трудности с погашением задолженности, 5 млн — с просрочкой более 90 дней. При этом, по данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), объем проблемных долгов с марта прошлого года вырос в 1,5 раза и достиг около 1 трлн рублей.
Безусловно эта ситуация не устраивает все стороны конфликта. Добросовестные заемщики платят еще большие проценты, а банки теряют немалые деньги. В итоге кредитные организации перепродают «плохие долги» коллекторам. Причем, согласно российскому законодательству, они не имеют право это делать без ведома своего клиента. Однако, как показывает практика, кредитные организации не обращают на это внимание.
Кроме того, здесь есть интересный нюанс. Когда человек берет кредит в банке, подписывая договор, он соглашается, что в случае задолженности, финансовое учреждение имеет право передать его долги третьим лицам.
Конечно, есть среди наших соотечественников финансово подкованные, которые не ставят свое факсимиле под таким пунктом. Но они рискуют получить в таком случае отказ в предоставлении кредита без объяснения причины.
Другими словами, население оказывается попросту в ловушке и затем становятся уже «клиентами» коллекторов. А от них спрятаться не удастся. Есть среди них те, кто опускается до незаконных способов вернуть долги, вплоть до угроз в адрес должника. Так, по неофициальным данным, сейчас насчитывается около 1,5 тыс организаций-«вышибал» и только 30 добросовестных сборщиков долгов. При этом порой все заканчивается далеко не выселением заемщика из взятой в ипотеку квартиры. Доходит и до суицидов. Напуганные граждане не видят другого выхода, как покончить с жизнью.
Поэтому настало время, чтобы урегулировать работу коллекторов. Сделать это должен соответствующий законопроект, который сейчас находится в разработке. По словам главы НАПКА Алексея Саватюгина (бывшего замминистра финансов), документ поступит в Госдуму осенью. Согласно нему, коллекторы обязаны представиться при разговоре с должником и сообщить ему долги какого именно банка они намерены получить.
При этом в силу вступят более строгие требования для персонала коллекторских агентств. Например, граждане, которые были ранее судимы за особо тяжкие преступления, не смогут работать в этой сфере.
Но самое главное — коллекторы обязаны вступить в саморегулируемую организацию, где будут определены правила игры для них.
Однако, как справедливо отмечает руководитель банковской секции Финпотребсоюза Михаил Беляев, не понятно, кто будет контролировать их действия. Другими словами, коллекторы будут как и прежде предоставлены сами себе. В качестве надсмотрщиков предлагаются ЦБ и Минфин. Но они пока не готовы взять на себя эту функцию.
Получается, что гражданам, подвергающимся угрозам, не куда будет обратиться за помощью. Как показывает практика, бывают такие случаи, когда коллекторы «терроризируют» своими звонками совсем посторонних людей. Дело в том, что когда недобросовестный заемщик берет кредит в банке, в графе «контакты» он указывает чужой номер телефона. Поэтому эксперты советуют таким страдальцам обращаться непосредственно в банк, который перепродал долги, с просьбой исправить ошибку.
Причем, как уверяют авторы законопроекта, документ исключает передачу данных граждан коллекторам из Пенсионного фонда РФ и Налоговой службы. Напомним, ранее на этом настаивали сами сборщики долгов.
Получить информацию о должниках коллекторы смогут у операторов сотовой связи.
Памятка заемщику:
Первое правило: если есть возможность не брать кредит — не берите. Кредит следует брать лишь в случаях крайней необходимости.
Что можно и нужно делать, если Вы взяли кредит:
- не убегать от выплаты законных кредитов;
- в затруднительных ситуациях обращаться к помощи юристов (здесь важный вопрос, к кому обращаться);
- любое общение с банками и иными кредиторами осуществлять только в письменном виде (не исключено, что это может пригодиться в дальнейшем, к примеру, в суде, полиции);
- интересоваться и при необходимости знать основные законы России: Конституцию, Гражданский кодекс и иные документы, знание которых поможет избежать проблем или минимизировать ущерб от возникших форс-мажорных ситуаций в дальнейшем. Здесь очень уместно выражение Фрэнсиса Бэкона «Знание — сила», и самообразование может очень пригодиться.
Что не нужно (не рекомендуется) делать:
- паниковать, бояться, отвечать грубостью на грубость и хамством на хамство;
- уклоняться от контакта с кредиторами, даже в тяжелых жизненных ситуациях (сокращение на работе или потеря иного вида дохода, личное заболевание или близких людей);
- совершать иные глупости, направленные на нарушение законодательства РФ.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?