Благодаря СМИ страна узнаёт всё новые подробности о беспределе, который творят коллекторы. Кировчане тоже знакомы с их жёсткими методами, однако в регионе не возбуждено ни одного уголовного дела в отношении «охотников за долгами».
Закон, который регулировал бы их деятельность, разрабатывался целых 10 лет, зато теперь в Госдуму внесено аж три варианта документа - от «Справедливой России», ЛДПР и Совета Федерации. Вот только на кого они рассчитаны? Ведь, как утверждает Сергей Дмитриевич, коллекторов в классическом понимании этого слова у нас единицы.
Альтернативы нет
Елена Курбатова, АиФ: - Если «настоящих» коллекторских агенств единицы, что из себя представляют остальные?
Сергей Самсонов: - 90% коллекторских агентств таковыми не являются. Коллекторская фирма покупает долги, к примеру, у банка, и далее уже от своего имени взыскивает деньги с должника. Так работают очень крупные компании. В Кирове есть их представительства, а головные офисы - в Москве или Питере. Остальные коллекторские агентства только называются так, но работают по другой схеме. Мы действуем как представители кредитора - юридического или физического лица, по агентскому договору, но не от своего имени. Смысл работы юриста и нашей практически одинаков. Только юрист получит гонорар вне зависимости от того, вернёт его клиент свои деньги или нет. С нами же расплачиваются по факту.
- Как же компании работают без закона об их деятельности?
- Всё, что необходимо для нашей работы, можно найти в Гражданском, Арбитражном, Административном и в других кодексах и подзаконных актах.
- Сколько коллекторских агентств в Кирове?
- Десятка два, из них крупных - 5-6.
- Сейчас говорят даже о возможном запрете коллекторской деятельности.
- Сколько полицейских за год попадают в места лишения свободы? Сотни. Но почему-то никто не ставит вопрос о роспуске полиции. Если услуги коллекторов востребованы и оказаны на высоком профессиональном уровне, они имеют право на существование. Государство должно создать эффективную службу взыскания долгов, а оно этого сделать не может. Если у должника нет имущества и официальных доходов, судебные приставы разводят руками. И люди обращаются к нам, потому что альтернативы нет.
А запрет, о котором говорят, для нас не актуален: по факту мы занимается оказанием юридических услуг.
Любители лёгких денег
- Почему возможны такие случаи, как в Ульяновске, где «охотник за долгами» бросил в окно бутылку с зажигательной смесью?
- Коллекторские агентства часто привлекают тех, кто ничего не умеет, но мечтает о быстрых и лёгких деньгах, - психически неуравновешенных людей, порой откровенных отморозков. И от руководства зависит, принять их на работу или нет.
Многие агентства экономят на наборе сотрудников. Нанимают их с испытательным сроком на 2 месяца, причём без зарплаты, а когда у тех не получается - увольняют их, набирают новых.
Встречаются недобросовестные коллекторы и у нас - это бывшие бандиты. Но работают без «специфических» методов: берут предоплату с клиента, не гарантируя результата. В общем, «кидают».
- Где вы находите сотрудников?
- Коллектив состоит из бывших правоохранителей - от майоров до полковников. Но и к нам часто обращаются соискатели лет 25. Их единственный мотив - заработать как можно больше. Ни образования, ни знаний, ни опыта: «Так вы же всему научите…» А реально заниматься такой деятельностью могут немногие. Через меня прошли три десятка кандидатов, в том числе занимавшие высокие посты в полиции, но большинство не подходит для этой работы. Основные критерии отбора - коммуникабельность, хорошее знание юриспруденции, экономики и психологии, умение взаимодействовать с различными структурами.
- Как должен вести себя «правильный» коллектор?
- Делать всё по закону. Как правило, мы начинаем со встречи с должником и настоятельно рекомендуем прийти на неё с юристом - так проще разговаривать. Если человек по телефону говорит, что видеть нас не желает, разъясняем, какие меры к нему будут приняты: последует иск в суд, придётся оплатить госпошлину и прочие издержки, штрафные санкции и т. д. Обязательно пытаемся найти компромисс. Да, кредитор при этом что-то потеряет, но вернёт хотя бы часть денег. Договариваемся с банками о неприменении к должнику штрафных санкций - только проценты за кредит. Не работаем с задолженностью, не подтвержденной документально, или при наличии спорной ситуации. Отказываемся и от взыскания явно несправедливого долга, даже если закон на стороне клиента.
С 22.00 до 6.00 не проводим никаких действий - это незаконно. Смс-рассылкой не пользуемся - она, как и письма на электронку, малоэффективна. Действует только на впечатлительных и законопослушных граждан.
В расчёте на совесть
- Те, кто задолжал банкам, не могут расплатиться или не хотят?
- Поверьте, бедных и несчастных должников - меньшинство. Из 100 человек 95 имеют в службе судебных приставов от 10 до 20 исполнительных листов. Больше половины нигде официально не работает. Кредиты берут одни и те же люди, и вовсе не потому, что им на жизнь не хватает. Появилась последняя модель айпада - надо купить. Или новый ноутбук, или телевизор. Правда, сейчас непорядочных должников вычислить легко: информация о них есть на сайте судебных приставов.
- Наверно, непросто убедить человека вернуть чужие деньги?
- Весь алгоритм действий эффективен в работе только с теми, кто ещё не потерял совесть. Если её нет, никакой алгоритм не сработает. Был у нас анекдотичный случай: человек присвоил 10 млн, его вину мы доказали, и мужчине грозил срок - года четыре. Когда юрист должника объяснил ему, что есть возможность выйти по УДО через пару лет, тот решил: лучше отсидит, но деньги не вернёт - столько ему не заработать.
- Почему вы работаете с юрлицами?
- Здесь совсем другие взаимоотношения должников и кредиторов: директор ООО не отвечает своим имуществом, деньги ему перечисляют на счёт, а не дают в долг, и ни вешаться, ни стреляться он не станет. Выводит средства в другую фирму, и попробуй - докажи. Наши клиенты обращаются в суд и получают ответ от службы судебных приставов: по указанному адресу ООО не существует, директора найти не удалось. В полиции им говорят: состава преступления нет, речь идёт о гражданско-правовых отношениях. С этим я сталкивался, работая в милиции, потому и сейчас начинаю работу со сбора оперативной информации. В 95 случаях из 100 оказывается: должник мог рассчитаться. Просто желания не было. Иногда собираем доказательства для возбуждения уголовного дела - по ст. «Мошенничество» или «Злоупотребление полномочиями». Клиент получает хотя бы моральное удовлетворение от того, что кого-то наказали.
Так нужен ли закон?
- Если большая часть коллекторских компаний таковыми не является, для кого принимать
закон?
- Он необходим, потому что даже плохой закон лучше, чем его отсутствие. Чтобы прекратить беспредел, несколько успокоить общество, определить меры ответственности за то или иное действие.
- То есть он сможет уменьшить количество коллекторов-отморозков?
- Пока есть те, кто хочет зарабатывать, ничего не делая, и руководители, готовые принять их на работу, ситуация не изменится.
Досье
Сергей Самсонов. Родился 5 января 1960 г. В 1984 г. закончил Уральскую государственную юридическую академию с отличием. С 1984 по 2003 гг. работал в следственном управлении областного УВД. Уволился по выслуге лет с должности начальника специализированного следственного отдела по борьбе с экономическими преступлениями ОБЭП Кировской области. Подполковник юстиции. С 2009 г. - зам директора коллекторского бюро.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?