Translate

четверг, 18 февраля 2016 г.

Строгий расчет


По последним оценкам, в России насчитывается 22 миллиона бедных. В кризис народ изобретает собственные способы борьбы с кризисом. Вот несколько рецептов.

Два года назад, когда число бедных в стране было 15,7 миллиона, «АиФ-Юг» предложил читателям поделиться антикризисными рецептами. Теперь мы вновь встретились с героями той публикации и расспросили об их нынешнем финансовом положении.


За завтра платим вчера

Два года назад жительница Краснодара, мать двоих детей Гаянэ Гарибян презентовала нам собственную «программу оптимизации расходов». Семья отказалась от поездок на собственной машине (общественный транспорт дешевле), урезала «необязательные» статьи расходов.

Однако, увы, за минувший год материальное положение семьи ухудшилось. Глава семейства работать стал больше, а зарабатывать меньше. И тенденция усугубляется (Минэкономразвития ожидает, что доходы жителей России к 2018-му останутся ниже уровня 2014-го). Гаянэ старается принести в дом копейку, присматривает за чужими детьми, как и раньше. Но сейчас стало труднее: иногда работать приходится не за деньги, а за бартер – одежду, продукты.

Одна из приоритетных статей расходов семьи - образование детей. Бесплатное дополнительное внешкольное образование в муниципальных объединениях можно найти. А вот для дошколят - увы - почти все платно. Но и тут сэкономить можно – если выбирать детские кружки не «ближе к дому», а по стоимости. Много обучающих (и бесплатных) программ мама находит в интернете.

Машина, как и два года назад, в гараже.

Сложная жизнь учит быть мобильными и изобретательными. Гаянэ научилась экономить даже оплате ЖКХ!

«Уезжая летом с детьми на дачу к родным, я оплатила коммуналку вперед, по старым тарифам, - делится ноу-хау Гаянэ. – Заранее намотала лишних кубов и ватт. Вернувшись, платила по минимуму. Подспорье хорошее, потому что надо было собрать в школу дочку-первоклассницу. Теперь, если появляются условно-лишние деньги, стараюсь так делать всегда. В нашей стране это очень выгодно. Кто-то фьючерсные контракты на нефть заключает, а я - на воду и электричество. Оплачиваю вчера, пользуюсь завтра. Вчерашняя цена ниже!»

А еще наша читательница задалась вопросом: почему люди ежемесячно могут платить банку кредитные проценты, а откладывать для себя такую же или даже меньшую сумму не получается? И стала с каждой получки мужа покупать валюту. Суммы крошечные, иногда смехотворные. Но в итоге - снова в плюсе. Это подушка безопасности, семейный «золотовалютный резерв».

Забываем про выходные

Инна Громова, вторая героиня давнишней публикации, также констатирует, что финансовая ситуация в семье стала тяжелее. В 2016-м году отказ от готовой еды в магазинах и закупка продуктов на оптовых рынках положение уже не спасают. Детей у Инны трое, старшая дочь заканчивает 11 класс, бывший муж алименты платит крохотные.

«К сожалению, мой заработок зависит от сезонных колебаний, - вздыхает Инна. - При ставке 12 тысяч рублей предполагается, что сумму основного дохода составят комиссионные. Зимой они крохотные, вместе с зарплатной в среднем 18 тысяс рублей. Летом и осенью жить можно, в месяц получаю до 40 тысяч. Чтобы выровнять бюджет в межсезонье, накормить, одеть, обуть детей, приходится крутиться...»

Крутится Инна – не дай Бог никому! Отработав, как все, полноценную рабочую неделю, в выходные она выходит на свою вторую, «факультативную» (и тайную от коллег) работу. Имея статусную, но неровно оплачиваемую должность, работает в супермаркете аниматором. Прыгает на протяжении восьми часов (с двумя перерывами по полчаса) на батуте, надувает шарики, кувыркается… Развлекает чужих детей, пока их родители совершают неспешный шоппинг. Себя в роли воспитательницы-клоунессы Инна стесняется. Но за смену платят тысячу рублей. За длинные новогодние каникулы заработала 15 тысяч. За тайный приработок держится отчаянно.

«Я пыталась проанализировать свои расходы, - говорит Инна. – Казалось бы, летом можно откладывать небольшие суммы, чтобы зимой не приходилось работать без выходных-проходных. Но чтобы провести межсезонье в покое, пришлось бы отказаться от летнего отпуска с детьми. Для меня важнее свозить их на море». Создаем капитал!

По данным Росстата, в 2015 году граждане России впервые за 17 лет потратили больше денег, чем заработали (в том числе из-за необходимости погашать кредиты). Многие стали жить взаймы. Клавдия Коплик с пенсией в 11 тысяч рублей благодаря своим методам экономии в минус не ушла, но балансирует на грани. Зима для нее – время отдыха. Точнее – короткой передышки.

«Время с весны до осени провожу в огороде, в саду или на кухне. Посадить урожай, прополоть, полить, законсервировать. Маринадами, соленьями, вареньем с собственной «фазенды» обеспечена впрок! - говорит она. - Пенсию трачу на вещи и продукты, которые на грядке не вырастишь. Основная статья расхода - услуги ЖКХ (дом обогревается газом, в холода в месяц выходит до 6 тысяч рублей). Так и получается, что от пенсии до пенсии считаю рубли».

Взятое на вооружение правило сравнивать цены на рынке и в разных магазинах стало неизменным. Прежде чем достать кошелек, пенсионерка всегда разузнает, что, где, почем. Колбасу покупает в одной «точке», потому что там дешевле, яйца в другой, мясо в третьей. Обязательно обращает внимание на фасовку товара. Один и тот же сорт кофе одинаковой массы в стеклянной банке стоит дороже, чем в бумажной. Семисотграммовая упаковка сахара может стоить как килограмм.

Однако несмотря на предельную бережливость, при том что структура расходов четко определена, деньги утекают на непредусмотренные траты. К примеру, пришлось перестилать прохудившуюся крышу. Рабочие цену запросили как 10 пенсий. Спасибо внучке, она заплатила.

«Самое ценное, что есть у человека - не имущество, не сбережения, а его дети и внуки. Это главный человеческий капитал. При его наличии преодолимы любые проблемы», - утверждает Клавдия Коплик.

Светлана Лазебная

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?