Владимир Путин поменял правила игры в госзакупках. Президент поручил правительству внести поправки по участию малого бизнеса в торгах. В частности, установить предельный срок возврата денег, которые заказчик внес в качестве обеспечения контракта. При этом поставщик, который зарекомендовал себя как надежный партнер, может вовсе быть освобожден от залога. Однако, как отмечают эксперты, сейчас главная проблема малых предприятий — это прежде всего дефицит финансовых ресурсов и незнание своих экономических и правовых преференций.
В настоящее время закупки государства и госкомпаний составляют около 30 трлн рублей в год, из них 4,8 трлн приходятся на малое предпринимательство. При этом львиная доля отечественных малых предприятий не являются производителями.
«В настоящее время мощностями для реализации полного цикла производства обладают лишь 5,9% предприятий. Порядка в 27% присутствуют элементы производства. Но подавляющее большинство компаний занимаются либо торгово-закупочной деятельностью, либо предоставлением услуг. Между тем, зона интереса заказчиков — это, как правило, комплектация реальными изделиями. Причем, высокотехнологичными», — отмечает руководитель комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты Антон Емельянов.
По его словам, главные проблемы, с которыми сталкивается МСБ при участии в закупках – это «нехватка финансовых средств и незнание законодательных преференций своего экономико-правового статуса».
Последним, к слову, заинтересовался Владимир Путин. Президент дал поручение правительству до 1 июля этого года внести ряд поправок в закон об участии малого бизнеса в контрактной системе госзакупок.
В частности, «определить размер обеспечения исполнения контракта в зависимости от его фактической цены, установить предельный срок возврата денег, внесенных заказчиком в качестве обеспечения контракта». При этом «поставщиков, которые имеют не менее трех лет положительного опыта исполнения аналогичных контрактов, от внесения обеспечения предлагается освободить».
Кроме того, планируется установить соразмерные штрафы в отношении заказчика и поставщика при нарушении условий контрактов, если начальная (максимальная) цена не превышает 20 млн рублей.
Согласно поручению президента, правительству также необходимо избавить предприятия от бумажной волокиты. Для этого предлагается «ввести временный запрет на увеличение объема отчетности от компаний и ИП» и вносить в них изменения не чаще раза в год.
Оценить предложения президента «МК» попросил экспертов.
Павел СИГАЛ, первый вице-президент ОПОРЫ России:
«Малому и среднему бизнесу в кризис, действительно, как никогда нужна поддержка государства, особенно в части моратория на рост отчетных документов. Малые предприятия также нужно защищать от необоснованного возврата денежных средств заказчиком, когда контракт уже почти заключен и предприятие со своей стороны задействовало ресурсы и время на его подготовку. В настоящее время для небольших предприятий представляется сложным найти денежные средства для внесения обеспечения исполнения контракта. При текущей ключевой ставке кредиты могут потянуть далеко не все компании. Не всегда возможно найти даже заемные средства, не то что вынуть собственные из оборота. В целом, малым и средним предприятиям нужно оказывать больше доверия, ведь для них участие в госзакупках и так имеет повышенную значимость, и ограничительные меры здесь ни к чему».
Никита КУЛИКОВ, исполнительный директор компании Heads Consulting:
«В предлагаемых президентом поправках содержится не столько само решение сложившейся тяжелой ситуации для малого бизнеса, сколько инструменты для достижения какого-либо положительного решения. Фактически Путин предлагает дать малому бизнесу не рыбу, а удочку. И уже от предпринимателей зависит, каким образом они этим распорядятся. В рамках действующего порядка, нацеленного на повышение конкуренции, такое решение крайне правильно и разумно. Тем не менее, малый бизнес столкнулся с проблемами что называется «здесь и сейчас», в связи с чем они просто могут не дожить до использования механизмов по такому самоспасению. По их мнению, сейчас как раз нужна не «удочка», а «рыба» в виде льготных субсидий и т.п. Несмотря на явный разворот навстречу малому бизнесу, эти действия могут остаться по меньшей мере незамеченными».
Дмитрий НУЖДЕНОВ, директор по инвестициям AGT инвест:
«Поправки решают проблему участия малых предприятий в госзакупках. Правда, частично, но все же они сыграют положительную роль. Впрочем, можно решить проблему гораздо эффективнее. Например, при небольших суммах контракта — до 2 млн. рублей — будет достаточно поручительства владельцев и генерального директора или продумать вариант страхования подобных рисков. Можно также создать залоговый фонд, который будет давать гарантии для участия в тендере для малых предприятий за небольшой процент. При этом на условиях опять же поручительства собственников и генерального директора».
Ирина Бадмаева
В настоящее время закупки государства и госкомпаний составляют около 30 трлн рублей в год, из них 4,8 трлн приходятся на малое предпринимательство. При этом львиная доля отечественных малых предприятий не являются производителями.
«В настоящее время мощностями для реализации полного цикла производства обладают лишь 5,9% предприятий. Порядка в 27% присутствуют элементы производства. Но подавляющее большинство компаний занимаются либо торгово-закупочной деятельностью, либо предоставлением услуг. Между тем, зона интереса заказчиков — это, как правило, комплектация реальными изделиями. Причем, высокотехнологичными», — отмечает руководитель комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты Антон Емельянов.
По его словам, главные проблемы, с которыми сталкивается МСБ при участии в закупках – это «нехватка финансовых средств и незнание законодательных преференций своего экономико-правового статуса».
Последним, к слову, заинтересовался Владимир Путин. Президент дал поручение правительству до 1 июля этого года внести ряд поправок в закон об участии малого бизнеса в контрактной системе госзакупок.
В частности, «определить размер обеспечения исполнения контракта в зависимости от его фактической цены, установить предельный срок возврата денег, внесенных заказчиком в качестве обеспечения контракта». При этом «поставщиков, которые имеют не менее трех лет положительного опыта исполнения аналогичных контрактов, от внесения обеспечения предлагается освободить».
Кроме того, планируется установить соразмерные штрафы в отношении заказчика и поставщика при нарушении условий контрактов, если начальная (максимальная) цена не превышает 20 млн рублей.
Согласно поручению президента, правительству также необходимо избавить предприятия от бумажной волокиты. Для этого предлагается «ввести временный запрет на увеличение объема отчетности от компаний и ИП» и вносить в них изменения не чаще раза в год.
Оценить предложения президента «МК» попросил экспертов.
Павел СИГАЛ, первый вице-президент ОПОРЫ России:
«Малому и среднему бизнесу в кризис, действительно, как никогда нужна поддержка государства, особенно в части моратория на рост отчетных документов. Малые предприятия также нужно защищать от необоснованного возврата денежных средств заказчиком, когда контракт уже почти заключен и предприятие со своей стороны задействовало ресурсы и время на его подготовку. В настоящее время для небольших предприятий представляется сложным найти денежные средства для внесения обеспечения исполнения контракта. При текущей ключевой ставке кредиты могут потянуть далеко не все компании. Не всегда возможно найти даже заемные средства, не то что вынуть собственные из оборота. В целом, малым и средним предприятиям нужно оказывать больше доверия, ведь для них участие в госзакупках и так имеет повышенную значимость, и ограничительные меры здесь ни к чему».
Никита КУЛИКОВ, исполнительный директор компании Heads Consulting:
«В предлагаемых президентом поправках содержится не столько само решение сложившейся тяжелой ситуации для малого бизнеса, сколько инструменты для достижения какого-либо положительного решения. Фактически Путин предлагает дать малому бизнесу не рыбу, а удочку. И уже от предпринимателей зависит, каким образом они этим распорядятся. В рамках действующего порядка, нацеленного на повышение конкуренции, такое решение крайне правильно и разумно. Тем не менее, малый бизнес столкнулся с проблемами что называется «здесь и сейчас», в связи с чем они просто могут не дожить до использования механизмов по такому самоспасению. По их мнению, сейчас как раз нужна не «удочка», а «рыба» в виде льготных субсидий и т.п. Несмотря на явный разворот навстречу малому бизнесу, эти действия могут остаться по меньшей мере незамеченными».
Дмитрий НУЖДЕНОВ, директор по инвестициям AGT инвест:
«Поправки решают проблему участия малых предприятий в госзакупках. Правда, частично, но все же они сыграют положительную роль. Впрочем, можно решить проблему гораздо эффективнее. Например, при небольших суммах контракта — до 2 млн. рублей — будет достаточно поручительства владельцев и генерального директора или продумать вариант страхования подобных рисков. Можно также создать залоговый фонд, который будет давать гарантии для участия в тендере для малых предприятий за небольшой процент. При этом на условиях опять же поручительства собственников и генерального директора».
Ирина Бадмаева
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?