Translate

четверг, 2 июня 2016 г.

Покрестите! - Побеседуем? - С какой стати?

Разговор о том, какими должны быть огласительные беседы перед крещением, продолжает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области.

Готовиться или нет?

Конечно же, к крещению взрослые, дети, подростки должны готовиться. Но вопрос не решается каким-то определенным количеством лекций. Я знаю историю, когда человек прослушал десять лекций, сдал зачет, но потом оказалось, что в Бога-то он не верит.


Кроме того, совсем не очевидно, что если даже человек пришел, крестился без какой-то вдумчивой подготовки, не разобравшись во всех вопросах, – это ложный путь. Вспомним духовный подъем среди интеллигенции в шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы, когда никаких лекций быть не могло.

Хоть это было и неправильно, но человек сначала принимал таинство, а потом, если он начинал участвовать в жизни Церкви, развивался и познавал веру. И поскольку этим путем прошло огромное количество людей, в том числе известных священников, деятелей Церкви, многих из которых я знаю, потому что когда-то был пономарем и на моих глазах они воцерковлялись, то нельзя сказать, что этот путь однозначно плохой.

Кому проводить беседы?

Важный момент – занятия должен проводить человек, имеющий дар общения с людьми, дар Божий, тогда он действительно может быть услышан людьми и по-настоящему привести их в Церковь. Но если лекции читаются формально, потому что предписали, то они могут и оттолкнуть людей от Церкви. Причем читающий формально лекции батюшка может быть очень хорошим и глубоко верующим, любящим своих прихожан, но не имеющим такого дара – выступать перед людьми. Ему поручено – он старательно подготовился, прочитал. Только вот пользы от этого может не быть совсем никакой.

Я сам крестился в 27 лет, был думающим и критичным молодым человеком. Попади я на скучную лекцию, то наверняка не стал бы креститься. Господь, конечно, ведет человека, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Но мы не должны сами устраивать людям препятствия и соблазны.

Я считаю, что огласительные беседы должны быть личным общением священника и человека, который хочет стать членом Церкви и жить церковно. Чтобы помочь ему в этом, священник сам должен жить церковно. Мирянин тоже может проводить беседы, но тогда он должен быть выдающимся и одаренным, чтобы его стали слушать.

У меня есть знакомый молодой батюшка, благочестивый и любимый народом, но не особенно речистый. Поэтому его родная мама, духовно опытная старушка, начитанная и бойкая на язык, была у него на приходе катехизаторшей. Она с людьми общалась лучше, чем он. Но, чтобы ее слушали, сын, священник, должен был стоять рядом. Иначе ее спросят, куда свечку поставить, но не будут слушать о вере Церкви. Поэтому ответственность ложится, хочешь не хочешь, на плечи духовенства.

А если речь идет о том, чтобы проводить беседы формально, то можно кого угодно поставить и священнику совсем не участвовать. Можно даже только через телевизор вещать.

О чем говорить?

Бывало так, что приходит человек, говорит: «Хочу креститься!» На предложение пообщаться возмущается: «С какой стати!» Тогда приходится отказывать в крещении. Нет, значит, нет. А бывало, что в ходе беседы выяснялось, что человек хочет креститься потому, что ему так сказал экстрасенс, чтобы дальнейшие экстрасенсорные манипуляции были успешными. Тогда стараешься человеку объяснить, что такое на самом деле крещение и кто такие экстрасенсы…

Все знают, но как-то забывают, что православие у нас – традиционная религия русского народа. Понятно, что Господь призывает к Себе, независимо от национальности, происхождения, воспитания. Но если в неверующем человеке вдруг проснулась естественная религиозность, то татарин чаще идет в мечеть, еврей – в синагогу, а русский – в церковь. Это естественная религиозная потребность человека – поклониться чему-то или кому-то, отметить какие-то значимые события своей жизни: рождение ребенка, брак, смерть. Атеизм, кстати, – тоже религиозность, только вырожденная. Вытравить религиозную потребность из человеческого естества невозможно, а попытка вытравить приведет не к исчезновению, а извращению религиозности.

Конечно, сама по себе религиозность не спасает; спасает жизнь по истинной вере. Но если православные церковные люди займут в этом отношении слишком жесткую позицию и будут отказывать невоцерковленным людям в исполнении их религиозных потребностей, то этим мы не увеличим число глубоко верующих людей, а подтолкнем немощных в вере в другие конфессии и даже религии, где их примут с радостью.

Обязаны ли крестить?

Очень плохо и грешно равнодушное отношение духовенства и церковных людей. Когда я два года служил в Хабаровске, всё-таки старался беседовать со взрослыми людьми, собирающимися креститься. Но меня сотрудницы храма упрекали, что раз человек деньги заплатил и записался, то мы обязаны его крестить, и нечего тут беседовать! Такое я слышал и позднее, даже от духовенства, что раз человек записался, то мы его обязаны крестить. Эта идея совершенно ложная! Но формальное проведение бесед – почти то же самое.

Очень долго готовилась к крещению моя родная бабушка. Ей было уже за восемьдесят, когда она крестилась. Сначала она была неверующей, а я уже был в Церкви. Потом она уверовала, молилась, но не решалась креститься. Года три задавала мне вопросы, я отвечал, читал ей иногда Библию. То есть она готовилась долго (так уж вышло), но не формально, не то, что я сказал бы: «Вот, бабуля, прослушай десять моих лекций, сдай зачет, и мы тебя крестим».

А бывает, пришел человек, говорит: «Хочу креститься». Ясно, что он верует, но по нему видно, что он не читал никаких книжек и не поймет никаких лекций. А кается искренне, простое слово о Христе принимает, ну и крестишь его. То есть в этом вопросе нельзя действовать строго по одним и тем же правилам во всех случаях.

Всё это очень сложно и неочевидно – пути человека к Богу. Формальностями ничего не решается. И даже, кстати сказать, в те древние времена, когда человека готовили к крещению по несколько месяцев, не все крещеные оставались верными детьми Церкви. Многие впадали в тяжкие грехи, а многие – в ереси. Гарантии ничто не дает.

Как крестить детей неверующих родителей?

Я не занимаю жесткую позицию, что если родители недостаточно воцерковлены, то их детей не крестить. Понятно, что если родители не веруют, если ими движут лишь какие-то посторонние, а то и греховные намерения, то крестить не надо. Помню, принесли крестить ребенка, и все – родители, бабушки, дедушки – неверующие. Я им отказал, и они были страшно возмущены, долго скандалили.

Но если родители не отвергают Церковь, а сами не воцерковленные, то здесь, опять же, не надо действовать по жесткой схеме, а надо индивидуально рассматривать каждую ситуацию. Тем более, это было и раньше, и сейчас такое бывает, родители неверующие, бабушка верующая и все живут в одной семье. Ну что, неужели бабушку эту прогнать, если она принесла младенца, внука? Что плохого, если она его крестит тайком от родителей и сама будет иногда приносить причащать и рассказывать о вере? Хотя это нельзя делать нормой. Потому что вдруг родители скажут: «Мы вообще хотим стать мусульманами, почему такое насилие в нашей семье?» Но и обратное не надо делать нормой.

Дело не в нормах и правилах, они не решат проблемы, а в живом отношении самих церковных людей, в первую очередь духовенства. Думать, что мы введем какие-то нормы и правила катехизации, и от этого у нас всё засияет, – наивно.

Оксана Головко

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?