Translate

четверг, 15 сентября 2016 г.

Рубль копит силы

Рубль показал свою силу, но насколько ее хватит, сказать сложно. Аналитики рассказали «ЭВ», какие факторы будут влиять на валютные курсы и сколько будет стоить российская валюта после выборов в Госдуму.

В минувшем августе российский рубль показал бойцовские качества и смог преодолеть проклятие последних лет, когда именно в этом месяце он всегда оказывался в проигрышной позиции по отношению к мировым валютам. Сейчас доллар находится на отметке 65 рублей, и эта цифра стала для национальной валюты заколдованной.


Игроки боятся толкать рубль выше из опасений того, что власти предпримут действия по его ослаблению, хотя регулятор неоднократно демонстрировал свою приверженность свободному курсу рубля. Сильно ниже рубль тоже не идет по целому ряду причин. Это и стабильная нефть, и мягкая политика ФРС, и признаки разрядки в отношениях между Россией и Западом.

Относительно дальнейшей динамики курса рубля можно сказать, что она по-прежнему будет главным образом зависеть от цен на нефть. Поскольку волатильность на рынке нефти остается достаточно высокой, любая более или менее существенная просадка в нефти может привести к резким курсовым колебаниям.

В сентябре давление на рубль может дополнительно усилиться из-за того, что российским компаниям предстоит погасить более $10 млрд по внешним выплатам. «К концу осени мы ожидаем курсовую стоимость рубля примерно на текущих уровнях — 63–65 за доллар и 72–74 за евро. На курс рубля помимо ситуации на сырьевом рынке оказывают влияние такие факторы, как общая ситуация в экономике, геополитика, кредитно-денежная политика государства, периодический спрос на валюту/рубли (периоды налоговых выплат, периоды отпусков и т.д.)», — говорит Станислав Новиков, заместитель председателя правления ФГ БКС по розничному бизнесу.

С ним соглашается и аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Асаинов. По его словам, в течение ближайших трех месяцев мы увидим повышение волатильности рубля, но особой драмы ожидать не стоит: рубль будет колебаться в диапазоне 63–67 рублей. Во-первых, против рубля будут играть потенциальное решение ФРС США поднять ставку до конца текущего года, которое сейчас оценивается рынком в 55,4%. Существенное влияние на решение монетарных властей США может оказать слабая статистика по рынку труда, к примеру, ухудшение данных по количеству рабочих мест, созданных в несельскохозяйственных секторах экономики. «Вторым, не менее важным фактором остаются цены на нефть, которые сейчас особо подвержены заявлениям властей добывающих стран, но их влияние постепенно затухает. Заморозка объемов добываемой нефти реальной поддержки рынку не окажет, так как крупные игроки на рынке нефти продолжают обновлять максимумы добычи», — отмечает Асаинов.

В сентябре должна произойти встреча стран из картеля ОПЕК, которые могут договориться о заморозке добычи нефти, но согласия среди крупнейших игроков нет. Россия и Саудовская Аравия производят рекордные объемы добычи нефти, Иран бьется за долю на рынке, а многие страны уже приспособились к тем реалиям, которые дали низкие цены, и проводят реформы. Иными словами, высокая цена на нефть уже перестала быть тем камнем преткновения, вокруг которого шли жаркие дебаты какое-то время назад. Более того, для многих сырьевых стран настало время проводить реформы по оздоровлению экономики, таких примеров с бедственным положением экономики, как в Венесуэле, среди ОПЕК немного, говорит аналитик Amarkets Артем Деев. Так что мощных стимулов для заморозки добычи нет. В этих условиях нефть «болтается» в диапазоне 40–50 долларов за баррель и не может пробить этот коридор ни в одну, ни в другую сторону.

«Мы считаем достаточно высоким риск, что к концу года курс доллара должен укрепиться до 70–72 рублей. Во-первых, на фоне повышения ставки ФРС (ожидаем как минимум одно повышение, как максимум в декабре). Во-вторых, на фоне того, что текущая стоимость нефти в рублях (не достигающая даже 3000 руб.) выглядит абсолютно недостаточной для выхода федерального бюджета в дефицит на уровне 2–3% от ВВП», — сообщила аналитик УК «Райффайзен Капитал» София Кирсанова. Даже если учесть все озвученные способы урезания расходов (отмена индексации пенсий) и источники дополнительных доходов (налоги на нефте- и газодобывающие компании), все равно стоимость нефти должна приблизиться хотя бы к 3200, что означает курс доллара равный 70 при текущей цене на нефть.

Однако в сентябре колебания по курсу будут не столь значительными — в коридоре 64–67 руб./$. Поскольку курс рубля теперь отличается стабильностью, становится проще планировать политику по инвестированию средств. Новиков советует обратить внимание на геополитику — в случае начала процесса по снятию санкций рубль может укрепиться на 10% при прочих равных. Это дополнительный фактор, который очень трудно спрогнозировать, но обязательно нужно иметь в виду.

Асаинов считает, что наибольший риск для рубля несет рынок ОФЗ. Покрытие растущего дефицита бюджета за счет наращивания госдолга, то есть размещая ОФЗ, в совокупности со снижающимися доходностями ОФЗ приведет к тому, что спрос на гособлигации не сможет покрыть новое предложение. «И это уже приведет к росту доходностей и некоторому ослаблению рубля из-за ухода иностранных инвесторов, применяющих стратегию Carry-trade. Дополнительное давление на рынок ОФЗ будет оказывать политика ЦБ, который вряд ли опустит ключевую ставку сильно ниже 10%», — пояснил эксперт. Он советует приобретать качественные локальные корпоративные облигации. На этом рынке минимальная доля иностранных инвесторов и более привлекательные доходности, чем на рынке государственных бумаг.

Кирсанова рекомендует инвесторам отдавать предпочтение консервативным стратегиям, примерно поровну распределяя средства между валютными и рублевыми инструментами — депозитами, облигациями. Безусловно, предсказуемость рубля — важный фактор при инвестировании средств. Сейчас мы видим, что эта стабильность вместе с постепенным спадом инфляции привела к тому, что ставки по рублевым депозитам упали до докризисных уровней. Если эта тенденция будет продолжаться, то инвесторы будут продолжать поиск инструментов, которые будут давать большую, чем вклады, доходность при сопоставимом риске. У долларовых вкладов ставки низкие, но есть возможность роста за счет силы американской валюты. Если ФРС поднимет ставку до конца года, то мы сможем увидеть виток усиления доллара, который и так неплохо чувствует себя в этом году.

У покупки валюты, равно как и у продажи, должна быть цель. К примеру, вы хотите защититься от последствий резких валютных колебаний. Тогда нужно грамотно распределить сбережения между валютами. Не менее 60% нужно хранить в той валюте, в которой вы в основном тратите, то есть в рублях. Остальные 40% целесообразно перевести в доллары США.

В новом деловом сезоне на динамику рубля может оказать и геополитика — развитие ситуации в Сирии, где у США и России может появиться шанс договориться. Многое будет зависеть от нового американского президента. Клинтон пока что демонстрирует более враждебную риторику по отношению к России, чем Трамп, и в случае прихода демократического кандидата к власти рубль будет ждать суровое испытание. Но и приход республиканцев к власти может быть чреват сюрпризами. Поэтому самой лучшей опорой для рубля было бы восстановление российской экономики, которое пока идет слишком медленными темпами.

Борис Зотов

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?