В министерстве транспорта обсуждается возможность расширения действия системы «Платон» и на автомобили с нагрузкой на ось свыше 3,5 тонн. Ранее под него попадали исключительно двенадцатитонники.
Информация о возможном расширении «Платона» ранее нигде не афишировалась и стала полной неожиданностью для автомобильных сообществ. «Платон» действует почти год, и сборы с крупных перевозчиков идут полным ходом.
«Идея о контроле за передвижениями грузовиков поменьше, видимо, стала актуальной в условиях сокращения доходов бюджетов, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Крупные двенадцатитонные автомобили действительно разбивали дороги, но вот насколько виновен в этом среднетоннажный грузовой транспорт, ещё стоит выяснить».
Автомобили с нагрузкой от 3,5 до 12 тонн на ось используются на небольших расстояниях. Курсируют они от крупных логистических центров к конечным потребителям в городах и поселках. Среднее плечо маршрута редко превышает 150-300 км.
«Предполагалось, что в 2016 году с использованием автоматизированной системы федеральный бюджет получит 20 млрд рублей дополнительных доходов, однако на практике за год работы, то есть включая конец 2015 года, “Платон” заработал для бюджета лишь 16,7 млрд, — рассказывает аналитик ГК “Алор” Кирилл Яковенко. — Таким образом, с учётом фактора снижения уровня потребления и расходов домохозяйств на покупку товаров длительного потребления предпраздничные ноябрь-декабрь вряд ли позволят дотянуть показатели до целевых».
По словам аналитика, ежегодно государство обязано переводить оператору «Платона» «РТ-Инвест Транспортные Системы» 10,6 млрд рублей вне зависимости от результативности работы. Изначально эта сумма не выглядела столь внушительной, поскольку предполагалось, что с каждым следующим годом «Платон» будет приносить всё больше средств: 20 млрд в 2016 году, 21 в 2017, 23 в 2018, более 24 в 2019... Таким образом, стоимость обслуживания не должна была превышать 50% доходов, получаемых казной. На практике пока что ситуация выглядит совсем иначе.
Достаточно сложно сказать, что же пошло не так, но скорее всего, сказалась неверная оценка рынка перевозок с использованием большегрузов, а вернее, влияние на него сокращения объёмов потребления и импорта. Получается, что даже при сохранении текущих объёмов грузовых перевозок с использованием большегрузов достижение целевых показателей «Платоном» маловероятно.
Выходов из сложившейся ситуации не так много. Первый — повышение тарифов для большегрузов с 1,5 до 3 рублей к лету следующего года. Таким образом, предполагается, что доходы от деятельности «Платона» вырастут едва ли не вдвое. Но тут стоит отметить, что такой шаг может привести и к обратным последствиям, а именно к снижению объемов грузоперевозок большегрузами и перераспределению транспортных потоков в пользу малотоннажных грузовиков. Скорее всего, государство идёт на опережение и готово закрыть для перевозчиков и эту лазейку. Вне «Платона» тогда останутся только лёгкие грузовички по типу «Газелей».
«В этой ситуации непонятна позиция Минтранса, — продолжает Игорь Моржаретто. — Получается, что “Платон” кормит сам себя, а дорожники лишаются бюджетов на ремонт дорог. У многих введение “Платона” вызвало серьёзный скепсис ещё год назад, что вылилось в рост протестных настроений. Не прибавляется оптимизма и сейчас».
Не до конца изучено влияние «Платона» и на розничные цены. Официальная позиция Минтранса гласит, что за год его вклад в темпы инфляции составил 0,1%. Неофициально, с учётом того, что с начала работы «Платона» стоимость перевозок большегрузами выросла на 7-8%, влияние на розничные цены оценивается в 0,3-0,5%. Но даже эти данные колеблются в рамках статистических погрешностей на фоне иных неблагоприятных для рынка факторов.
«Рост тарифов системы “Платон” может добавить дополнительные 0,5-0,7% к годовым темпам роста инфляции», — продолжает Кирилл Яковенко. А распространение системы на 3,5-тонники поднимет эту цифру ещё выше.
Напомним, что система контроля за грузовыми перевозками по федеральным дорогам «Платон» вводилась год назад с целью сбора средств на ремонт разрушающихся магистралей. В каждом магистральном тягаче устанавливался прибор со спутниковой меткой контроля за передвижением. Информация о маршруте передавалась в единый центр, где и производилось начисление платы за проезд. Предполагалось, что за счёт новых поступлений за проезд большегрузов по федеральным трассам удастся улучшить дорожную сеть государства. Однако автомобильные перевозчики противились внедрению «Платона». На время конфликт удалось уладить снижением тарифа до 1,5 рубля за километр.
В Европе нет аналогичной «Платону» системы, однако плата за использование дорог взимается. Происходит это в пунктах приёма на федеральных автомагистралях. В последние годы в Германии вводится контроль за передвижением двенадцатитонных грузовиков с использованием GPS-меток. Однако водители всегда имеют альтернативные системы маршрутов.
«Аргументы и Факты»
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?