«Газпром» рассматривает возможность строительства газопроводов в Индию и Японию. Этим инициативам уже не один год, но до сих пор они не были воплощены в жизнь из-за целого ряда серьезных препятствий. По словам экспертов, «Газпром» делает хорошую мину при плохой игре и ни та, ни другая труба построены не будут. А вести экспансию на рынки Японии и Индии следует при помощи не трубопроводного газа, а СПГ.
«Газпром» предоставил индийскими властям все возможные варианты строительства газопровода, по которому газ поступал бы в страну. Об этом 8 мая в ходе пресс-конференции сообщил зампред российского холдинга Виталий Маркелов.
«В Индии мы отрабатывали с индийской инжиниринговой компанией все варианты маршрута возможных поставок газа в Индию», — пояснил Маркелов. По его словам, на сегодняшний день они рассматриваются Нью-Дели.
Индия потребляет более 50 млрд кубометров газа в год, причем более 30 млрд кубов добывает сама, а оставшуюся часть импортирует в виде СПГ (сжиженный природный газ), в том числе и из России.
С 2008 по 2016 год потребление газа в Индии выросло на 65%.
Идея прокладки газовой трубы в Индию обсуждается уже много лет. Причем речь идет не обязательно о трубе из России (в мае сообщалось, что «Газпром», как и ранее, готов участвовать и в сторонних проектах).
Наиболее известный проект — газопровод ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, Трансафганский газопровод). Индия присоединилась к проекту еще в 2008 году. Тогда речь шла о мощности в 30 млрд кубометров и инвестициях в $8 млрд. В 2010 году «Газпром» также обозначил желание участвовать в прокладке трубы, выдвигались версии, что это связано с желанием Москвы не допустить потоки туркменистанского газа в Европу (в то время от проекта трубы Nabucco еще не отказались окончательно, а одной из основных ресурсных баз для него считался как раз Туркменистан). Но из-за роста напряженности в Афганистане реализация Трансафганского газопровода оказалась в подвешенном состоянии.
Уже тогда политологи предупреждали о рисках ТАПИ, связанных со сложными отношениями Пакистана и Индии.
Позднее, в 2013 году, Индия заявила о своем желании присоединиться к проекту газопровода, по которому российский газ должен пойти в Китай. Речь идет не о строящейся «Силе Сибири», а о продолжении так называемого западного маршрута, газопровода «Алтай», ныне носящего название «Сила Сибири – 2». Но и здесь возникают риски, связанные с транзитом через территорию КНР.
Есть по меньшей мере еще один вариант — газопровод «Север – Юг» мощностью 12,4 млрд кубометров, который строит российский «Ростех» в Пакистане. Он будет проходить от пакистанского города Лахор, где расположены терминалы по приему сжиженного газа, до границы с Индией. Пока предполагается, что труба будет предназначаться для поставок в Пакистан иранского газа, но в перспективе поставки по газопроводу могут начаться и в Индию, причем и сам газ уже может быть не только из Ирана. Проблема у трубы «Север – Юг» та же, что и у ТАПИ, — индийско-пакистанские отношения.
«Все трубопроводные варианты маршрутов не кажутся простым решением — здесь и сложный рельеф местности, и расстояния, и определенные риски из-за участия транзитных стран», — комментирует аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко.
По словам эксперта, российский СПГ в этих условиях действительно может смотреться перспективнее. «Из-за достаточно удачного расположения Индии здесь возможны поставки и с Балтики, и с Дальнего Востока, и с наших арктических проектов», — говорит эксперт.
Впрочем, «Газпром» решил не ограничиваться трубами в Индию. Компания не исключает строительства газопровода и в Японию.
«Из общих предпосылок нельзя исключить, что экономически будет целесообразно такой трубопровод построить. Перспектива и обстановка хорошая, все наши контрагенты настроены на продуктивную работу», — заявил 8 июня зампредправления «Газпрома» Александр Медведев.
Ситуация здесь схожа с индийской: Япония также закупает российский СПГ, переговоры о прокладке трубопровода ведутся уже несколько лет, и эта прокладка тоже сопряжена с рядом проблем.
В 2014 году обсуждался газопровод от Сахалина до Хоккайдо (общая протяженность — 1,35 тыс. км), стоимость строительства оценивалась в $5 млрд. Предполагалось, что основную часть трубы будут строить японские компании. В мае 2015 года Tokyo Gas предложила провести газопровод мощностью 8 млрд кубометров в год с Сахалина уже до центральной части Японии. При возросшей протяженности (1,5 тыс. км) стоимость прокладки, по оценкам TG, снизилась бы до $3,5 млрд.
Но учитывая высокую сейсмоактивность региона, прокладывать трубу с Сахалина в Японию весьма рискованно.
Японцы, впрочем, надеются на современные технологии. Ранее в качестве примера приводилась прокладка подводных тоннелей между японскими островами.
Однако есть и другие факторы, осложняющие строительство российско-японского газопровода. «Помимо сейсмики там еще сложный характер дна, — рассказывает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Но главное, у Японии нет единой системы газоснабжения, острова не связаны между собой. Более того, существующая японская энергетическая стратегия не предполагает единого газового рынка».
Что же касается труб в Индию, глава ФНЭБ полагает, что это лишь «попытка сделать хорошую мину при плохой игре». Дело в том, что переговоры с КНР по западному маршруту поставок сейчас оказались в подвешенном состоянии. На западном направлении Китаю газ уже практически не нужен — там КНР обеспечен поставками из Средней Азии. Более того, по словам Симонова, китайцы даже приостановили строительство последнего среднеазиатского газопровода.
Газ нужен на Востоке Китая, но транспортировка предполагает дополнительные затраты. Из-за этого Россия и Китай не могут договориться по ценам. В результате, по словам Симонова, Россия начинает демонстрировать всю масштабность своих планов, показывает, что ей есть куда строить трубы и поставлять газ.
«Газпром» не в первый раз фонтанирует идеями, и далеко не все его проекты были реализованы, — напоминает Симонов. — Мой прогноз: ни труба в Индию, ни газопровод в Японию построены не будут».
Оба рынка, по словам эксперта, привлекательны для России, но для расширения своей доли на них РФ нужно использовать не трубопроводный газ, а СПГ.
«Газета.Ru - Первая полоса»
«Газпром» предоставил индийскими властям все возможные варианты строительства газопровода, по которому газ поступал бы в страну. Об этом 8 мая в ходе пресс-конференции сообщил зампред российского холдинга Виталий Маркелов.
«В Индии мы отрабатывали с индийской инжиниринговой компанией все варианты маршрута возможных поставок газа в Индию», — пояснил Маркелов. По его словам, на сегодняшний день они рассматриваются Нью-Дели.
Индия потребляет более 50 млрд кубометров газа в год, причем более 30 млрд кубов добывает сама, а оставшуюся часть импортирует в виде СПГ (сжиженный природный газ), в том числе и из России.
С 2008 по 2016 год потребление газа в Индии выросло на 65%.
Идея прокладки газовой трубы в Индию обсуждается уже много лет. Причем речь идет не обязательно о трубе из России (в мае сообщалось, что «Газпром», как и ранее, готов участвовать и в сторонних проектах).
Наиболее известный проект — газопровод ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, Трансафганский газопровод). Индия присоединилась к проекту еще в 2008 году. Тогда речь шла о мощности в 30 млрд кубометров и инвестициях в $8 млрд. В 2010 году «Газпром» также обозначил желание участвовать в прокладке трубы, выдвигались версии, что это связано с желанием Москвы не допустить потоки туркменистанского газа в Европу (в то время от проекта трубы Nabucco еще не отказались окончательно, а одной из основных ресурсных баз для него считался как раз Туркменистан). Но из-за роста напряженности в Афганистане реализация Трансафганского газопровода оказалась в подвешенном состоянии.
Уже тогда политологи предупреждали о рисках ТАПИ, связанных со сложными отношениями Пакистана и Индии.
Позднее, в 2013 году, Индия заявила о своем желании присоединиться к проекту газопровода, по которому российский газ должен пойти в Китай. Речь идет не о строящейся «Силе Сибири», а о продолжении так называемого западного маршрута, газопровода «Алтай», ныне носящего название «Сила Сибири – 2». Но и здесь возникают риски, связанные с транзитом через территорию КНР.
Есть по меньшей мере еще один вариант — газопровод «Север – Юг» мощностью 12,4 млрд кубометров, который строит российский «Ростех» в Пакистане. Он будет проходить от пакистанского города Лахор, где расположены терминалы по приему сжиженного газа, до границы с Индией. Пока предполагается, что труба будет предназначаться для поставок в Пакистан иранского газа, но в перспективе поставки по газопроводу могут начаться и в Индию, причем и сам газ уже может быть не только из Ирана. Проблема у трубы «Север – Юг» та же, что и у ТАПИ, — индийско-пакистанские отношения.
«Все трубопроводные варианты маршрутов не кажутся простым решением — здесь и сложный рельеф местности, и расстояния, и определенные риски из-за участия транзитных стран», — комментирует аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко.
По словам эксперта, российский СПГ в этих условиях действительно может смотреться перспективнее. «Из-за достаточно удачного расположения Индии здесь возможны поставки и с Балтики, и с Дальнего Востока, и с наших арктических проектов», — говорит эксперт.
Впрочем, «Газпром» решил не ограничиваться трубами в Индию. Компания не исключает строительства газопровода и в Японию.
«Из общих предпосылок нельзя исключить, что экономически будет целесообразно такой трубопровод построить. Перспектива и обстановка хорошая, все наши контрагенты настроены на продуктивную работу», — заявил 8 июня зампредправления «Газпрома» Александр Медведев.
Ситуация здесь схожа с индийской: Япония также закупает российский СПГ, переговоры о прокладке трубопровода ведутся уже несколько лет, и эта прокладка тоже сопряжена с рядом проблем.
В 2014 году обсуждался газопровод от Сахалина до Хоккайдо (общая протяженность — 1,35 тыс. км), стоимость строительства оценивалась в $5 млрд. Предполагалось, что основную часть трубы будут строить японские компании. В мае 2015 года Tokyo Gas предложила провести газопровод мощностью 8 млрд кубометров в год с Сахалина уже до центральной части Японии. При возросшей протяженности (1,5 тыс. км) стоимость прокладки, по оценкам TG, снизилась бы до $3,5 млрд.
Но учитывая высокую сейсмоактивность региона, прокладывать трубу с Сахалина в Японию весьма рискованно.
Японцы, впрочем, надеются на современные технологии. Ранее в качестве примера приводилась прокладка подводных тоннелей между японскими островами.
Однако есть и другие факторы, осложняющие строительство российско-японского газопровода. «Помимо сейсмики там еще сложный характер дна, — рассказывает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Но главное, у Японии нет единой системы газоснабжения, острова не связаны между собой. Более того, существующая японская энергетическая стратегия не предполагает единого газового рынка».
Что же касается труб в Индию, глава ФНЭБ полагает, что это лишь «попытка сделать хорошую мину при плохой игре». Дело в том, что переговоры с КНР по западному маршруту поставок сейчас оказались в подвешенном состоянии. На западном направлении Китаю газ уже практически не нужен — там КНР обеспечен поставками из Средней Азии. Более того, по словам Симонова, китайцы даже приостановили строительство последнего среднеазиатского газопровода.
Газ нужен на Востоке Китая, но транспортировка предполагает дополнительные затраты. Из-за этого Россия и Китай не могут договориться по ценам. В результате, по словам Симонова, Россия начинает демонстрировать всю масштабность своих планов, показывает, что ей есть куда строить трубы и поставлять газ.
«Газпром» не в первый раз фонтанирует идеями, и далеко не все его проекты были реализованы, — напоминает Симонов. — Мой прогноз: ни труба в Индию, ни газопровод в Японию построены не будут».
Оба рынка, по словам эксперта, привлекательны для России, но для расширения своей доли на них РФ нужно использовать не трубопроводный газ, а СПГ.
«Газета.Ru - Первая полоса»
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?