В Северной столице завершилось чуть ли не главное экономическое событие года — Петербургский международный экономический форум. Нынче эта грандиозная деловая тусовка сильных мира сего, на которой фронтменом традиционно выступает Президент России, собрала около 14 тыс. человек из 143 стран. В фокусе их внимания была российская экономика, переживающая после драматического падения цен на нефть и введения международных санкций в 2014 году непростые времена. Но на форуме заметно преобладали оптимистические интонации касательно экономического будущего страны. При всем обилии выступлений и заявлений ответственные лица так и не сказали о самом главном: когда у людей вырастут доходы, когда поднимут зарплаты, индексируют пенсии, когда россиянам станет на что жить.
Петербургский форум — это площадка, на которой все как в турецких отелях: all inclusive. Фуршеты, питание, развлечения, красочные презентации, обслуживание на высшем уровне и полный комфорт. Словом, все сделано для того, чтобы международные инвесторы — основная аудитория форума — остались довольны. В этот раз демонстрация гостеприимства широкой русской души обошлась в 2 млрд рублей, как уверяют организаторы, исключительно за счет спонсоров. Надо полагать, затраты им сполна окупились: во всяком случае, по итогам форума объявлено, что на нем подписано около 400 соглашений на сумму 2 трлн рублей — это в два раза больше, чем в прошлом году.
Бесполезный оптимизм
Статистику подписанных соглашений организаторы ПМЭФ подводят каждый год — и каждый раз она пропорционально увеличивается. Очевидно, тем самым россиян пытаются убедить в том, что дела в нашей экономике постоянно улучшаются, раз мировые инвесторы несут миллиарды на нашу землю.
Однако самих россиян, из которых 20 млн живет за чертой бедности, вряд ли волнуют именно эти цифры. Им важнее, когда же жить наконец-то станет «лучше и веселее». В первую очередь, естественно, таких слов ждали от главы государства.
Что же, оптимизма от Путина ждали и получили: с трибуны ПМЭФ президент отрапортовал, что в России началась новая фаза экономического подъема, приток инвестиций превышает рост ВВП, экономика оживляется, а потребительский спрос идет вверх. Чтобы не быть голословным, глава государства привел цифры: экономика растет три квартала подряд, по итогам апреля она прибавила 1,4%, инвестиции увеличились в I квартале до $7 млрд, увеличиваются продажи автомобилей и выдача ипотечных кредитов. Он призвал не останавливаться на достигнутом и добиться роста ВВП на уровне 3% в год до 2020 года, что превысит среднемировые показатели. На этом об экономике в привычном понимании — все. Дальше президент говорил об экономике цифровой, больших массивах данных, искусственном интеллекте, кибератаках и прочих вещах, на которых условная российская пенсионерка Марья Ивановна если не выключила телевизор, то точно заснула.
Конечно, выступая перед международными инвесторами, президент просто обязан был бравировать экономическими достижениями, но кто объяснит простому народу, в чем выражается этот рост ВВП, куда идут эти инвестиции и почему же мы никак не ощутим экономический подъем в своих кошельках.
Ответы на подобные вопросы могли бы дать многочисленные министры экономического блока, главы финансовых ведомств и близкие к власти советники и эксперты. Но и они предпочитали оперировать лишь сухой статистикой или сыпали абстрактными понятиями. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин, по сути, повторил тезисы президента (собственно, основанные на прогнозах МЭР) о темпах роста экономики в 1% в этом году и 3% в трехлетней перспективе. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что на достигнутом таргете инфляции в 4% Центробанк не остановится, его цель — обеспечить среднесрочную стабильность низкой инфляции, а после можно и кредитные ставки понижать. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что его ведомство работает над достижением стабильности бюджетной системы.
В СМИ цитаты из выступления министров экономического блока уже окрестили «банальностями», правда, министр финансов все-таки смог отличиться. Вопреки знаменитой фразе премьера Дмитрия Медведева «денег нет», он сообщил с трибуны ПМЭФ, что «деньги есть» в бюджете, но расходовать их нужно качественнее. Вероятно, он имел в
виду поправки в бюджет-2017, которые недавно правительство внесло в Госдуму. По идее, в проекте бюджета занижается цена на нефть, но в процессе его исполнения появляются дополнительные доходы, которые и нужно тратить разумно и грамотно. Однако тут же главу Минфина бросило в другую крайность: выбиваясь из общей позитивной риторики, он сообщил, что Россию ждут еще два непростых года и только с 2020-го можно будет увеличивать расходы бюджета на полтриллиона в год. К слову, сейчас расходы составляют 16 трлн рублей.
Солидарность вместо накоплений
Весьма актуальный для населения вопрос: какая часть из этих средств достанется «социалке»? Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство планирует увеличивать пенсии до двух прожиточных минимумов в соответствии с принятой стратегией развития пенсионной системы. В сегодняшних цифрах это 16,4 тыс. рублей. Как быстро это произойдет — непонятно.
Точно так же неясно — какой будет новая модель пенсионной системы. Очевидно лишь то, что места накопительной пенсии в ней точно не найдется и размораживать ее власти не собираются. По словам Голодец, инструмент накоплений в современной финансовой модели безнадежно устарел, за 40 лет накопить на пенсию невозможно, поэтому правительство предложит систему солидарных страховых накоплений, основанную на «солидарной ответственности, как гендерной, так и возрастной». Но что это за зверь такой — солидарная система, вице-премьер не пояснила. Зато явно порадовала тех, кому на пенсию выходить уже скоро: по ее словам, у правительства нет планов повышать пенсионный возраст.
Читайте материал "Эксперты раскритиковали выступление Путина о подъеме российской экономики: «Неоправданный оптимизм»"
Стратегические противоречия
В этом с Голодец обязательно бы поспорил экс-министр финансов и нынешний глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, которому президент Путин поручил разрабатывать стратегию экономического развития страны. Ее публичная презентация ожидалась как раз на Петербургском форуме, но пока Кудрин показал ее только президенту, причем накануне форума. Как известно со слов самого автора стратегии, повышение пенсионного возраста — это один из основных пунктов программы наряду с увеличением инвестиций в социалку, здравоохранение и образование при реализации структурных реформ и уменьшении роли государства в экономике.
В кулуарах ПМЭФ Кудрин признался, что президент вряд ли примет его программу полностью, мотивируя это тем, что власти еще не готовы к масштабным реформам, а Кремль ни за что не распрощается с централизованной моделью управления экономикой. Что любопытно, столь критичный взгляд многоуважаемый экс-министр высказал в интервью американскому агентству Bloomberg, а в разговоре с российскими журналистами был настроен весьма комплиментарно по отношению к руководству страны и поддержал его оптимистичные прогнозы. Отвечая на вопрос «МК» в кулуарах форума о том, что же означают тезисы президента страны о подъеме экономики для россиян, Кудрин сказал улыбаясь: «Мы вышли из стагнации и будем развиваться, прекратится тенденция снижения уровня жизни. Повышение уровня жизни возможно уже в этом году, на 2–3%». То есть проценты прибавятся к доходам населения. Простой подсчет показывает, что те, кто получал минимальную зарплату (МРОТ) в размере 7500 рублей, разбогатеют на 200 рублей, а прирост средней зарплаты по стране (около 33 тыс. рублей) составит тысячу. Как говорится, вдохновляющая перспектива...
К слову, о рубле Кудрин умудрился поспорить с министром экономразвития Орешкиным, чем также привлек к себе внимание. Экс-министр финансов решил добавить «ложку дегтя» в уверения главы МЭР об укреплении рубля: в ведомстве не собираются менять прогноз и ожидают доллар по 62 рубля при цене за баррель нефти в 50 долларов, Кудрин же предсказал ослабление нацвалюты к концу 2017 года. Вопрос о том, на какой же курс следует ориентироваться рядовым гражданам, опять остался открытым.
Прошедший Петербургский форум снова показал всем миру, как в России «большие боссы» делают деньги. Однако обычным людям вряд ли есть дело до бизнес-побед толстосумов, им бы до очередной получки дотянуть. Но когда увеличатся их доходы на фоне якобы имеющих место инвестиционных успехов страны — им так и не сказали. Хлеба снова не дали, зато зрелищ было предостаточно: над шутками президента Путина на ПМЭФ страна посмеялась от души. А петербуржцы и вовсе вздохнули с облечением после завершения форума: наконец-то не будут больше перекрывать улицы из-за приема высоких гостей с мигалками.
МНЕНИЕ
Валерий Федоров, директор ВЦИОМ, — об экономических ожиданиях россиян:
«Петербургский форум — это событие для политической, предпринимательской и информационной элиты страны. Однако при всем многообразии высказываний и мнений участников форума, которые транслируют СМИ, население прежде всего интересуют сигналы, идеи и инициативы, идущие от человека, которому доверяют и мнением которого интересуются. В данном случае это президент. Если он хочет что-то донести до народа, то он
использует эту площадку, но год на год не приходится. Чего ждут люди от экономики? У нас кризис закончился, а подъем не начался. Люди ждут, когда начнет становиться лучше, потому что рассказы о том, что у нас будет 1% роста, никого не вдохновляют, почувствовать это на собственном кармане невозможно. Поэтому главный запрос общества — на понимание того, когда мотор нашего экономического подъема заработает, ибо пока он крутится на холостом ходу. Если раньше населению было достаточно прекращения кризиса — лишь бы нащупать дно, там уляжемся и будем лежать, — то сейчас это далеко не верх мечтаний. Именно потому, что люди сейчас чуть-чуть успокоились, у них начала расти планка требований. Население спрашивает у властей, когда повысят зарплаты, когда появятся высокооплачиваемые места, когда проведут индексацию пенсий. И люди ждут ответа именно на эти конкретные вопросы, имеющие отношение к их реальной жизни».
Инна Деготькова
Петербургский форум — это площадка, на которой все как в турецких отелях: all inclusive. Фуршеты, питание, развлечения, красочные презентации, обслуживание на высшем уровне и полный комфорт. Словом, все сделано для того, чтобы международные инвесторы — основная аудитория форума — остались довольны. В этот раз демонстрация гостеприимства широкой русской души обошлась в 2 млрд рублей, как уверяют организаторы, исключительно за счет спонсоров. Надо полагать, затраты им сполна окупились: во всяком случае, по итогам форума объявлено, что на нем подписано около 400 соглашений на сумму 2 трлн рублей — это в два раза больше, чем в прошлом году.
Бесполезный оптимизм
Статистику подписанных соглашений организаторы ПМЭФ подводят каждый год — и каждый раз она пропорционально увеличивается. Очевидно, тем самым россиян пытаются убедить в том, что дела в нашей экономике постоянно улучшаются, раз мировые инвесторы несут миллиарды на нашу землю.
Однако самих россиян, из которых 20 млн живет за чертой бедности, вряд ли волнуют именно эти цифры. Им важнее, когда же жить наконец-то станет «лучше и веселее». В первую очередь, естественно, таких слов ждали от главы государства.
Что же, оптимизма от Путина ждали и получили: с трибуны ПМЭФ президент отрапортовал, что в России началась новая фаза экономического подъема, приток инвестиций превышает рост ВВП, экономика оживляется, а потребительский спрос идет вверх. Чтобы не быть голословным, глава государства привел цифры: экономика растет три квартала подряд, по итогам апреля она прибавила 1,4%, инвестиции увеличились в I квартале до $7 млрд, увеличиваются продажи автомобилей и выдача ипотечных кредитов. Он призвал не останавливаться на достигнутом и добиться роста ВВП на уровне 3% в год до 2020 года, что превысит среднемировые показатели. На этом об экономике в привычном понимании — все. Дальше президент говорил об экономике цифровой, больших массивах данных, искусственном интеллекте, кибератаках и прочих вещах, на которых условная российская пенсионерка Марья Ивановна если не выключила телевизор, то точно заснула.
Конечно, выступая перед международными инвесторами, президент просто обязан был бравировать экономическими достижениями, но кто объяснит простому народу, в чем выражается этот рост ВВП, куда идут эти инвестиции и почему же мы никак не ощутим экономический подъем в своих кошельках.
Ответы на подобные вопросы могли бы дать многочисленные министры экономического блока, главы финансовых ведомств и близкие к власти советники и эксперты. Но и они предпочитали оперировать лишь сухой статистикой или сыпали абстрактными понятиями. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин, по сути, повторил тезисы президента (собственно, основанные на прогнозах МЭР) о темпах роста экономики в 1% в этом году и 3% в трехлетней перспективе. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что на достигнутом таргете инфляции в 4% Центробанк не остановится, его цель — обеспечить среднесрочную стабильность низкой инфляции, а после можно и кредитные ставки понижать. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что его ведомство работает над достижением стабильности бюджетной системы.
В СМИ цитаты из выступления министров экономического блока уже окрестили «банальностями», правда, министр финансов все-таки смог отличиться. Вопреки знаменитой фразе премьера Дмитрия Медведева «денег нет», он сообщил с трибуны ПМЭФ, что «деньги есть» в бюджете, но расходовать их нужно качественнее. Вероятно, он имел в
виду поправки в бюджет-2017, которые недавно правительство внесло в Госдуму. По идее, в проекте бюджета занижается цена на нефть, но в процессе его исполнения появляются дополнительные доходы, которые и нужно тратить разумно и грамотно. Однако тут же главу Минфина бросило в другую крайность: выбиваясь из общей позитивной риторики, он сообщил, что Россию ждут еще два непростых года и только с 2020-го можно будет увеличивать расходы бюджета на полтриллиона в год. К слову, сейчас расходы составляют 16 трлн рублей.
Солидарность вместо накоплений
Весьма актуальный для населения вопрос: какая часть из этих средств достанется «социалке»? Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство планирует увеличивать пенсии до двух прожиточных минимумов в соответствии с принятой стратегией развития пенсионной системы. В сегодняшних цифрах это 16,4 тыс. рублей. Как быстро это произойдет — непонятно.
Точно так же неясно — какой будет новая модель пенсионной системы. Очевидно лишь то, что места накопительной пенсии в ней точно не найдется и размораживать ее власти не собираются. По словам Голодец, инструмент накоплений в современной финансовой модели безнадежно устарел, за 40 лет накопить на пенсию невозможно, поэтому правительство предложит систему солидарных страховых накоплений, основанную на «солидарной ответственности, как гендерной, так и возрастной». Но что это за зверь такой — солидарная система, вице-премьер не пояснила. Зато явно порадовала тех, кому на пенсию выходить уже скоро: по ее словам, у правительства нет планов повышать пенсионный возраст.
Читайте материал "Эксперты раскритиковали выступление Путина о подъеме российской экономики: «Неоправданный оптимизм»"
Стратегические противоречия
В этом с Голодец обязательно бы поспорил экс-министр финансов и нынешний глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, которому президент Путин поручил разрабатывать стратегию экономического развития страны. Ее публичная презентация ожидалась как раз на Петербургском форуме, но пока Кудрин показал ее только президенту, причем накануне форума. Как известно со слов самого автора стратегии, повышение пенсионного возраста — это один из основных пунктов программы наряду с увеличением инвестиций в социалку, здравоохранение и образование при реализации структурных реформ и уменьшении роли государства в экономике.
В кулуарах ПМЭФ Кудрин признался, что президент вряд ли примет его программу полностью, мотивируя это тем, что власти еще не готовы к масштабным реформам, а Кремль ни за что не распрощается с централизованной моделью управления экономикой. Что любопытно, столь критичный взгляд многоуважаемый экс-министр высказал в интервью американскому агентству Bloomberg, а в разговоре с российскими журналистами был настроен весьма комплиментарно по отношению к руководству страны и поддержал его оптимистичные прогнозы. Отвечая на вопрос «МК» в кулуарах форума о том, что же означают тезисы президента страны о подъеме экономики для россиян, Кудрин сказал улыбаясь: «Мы вышли из стагнации и будем развиваться, прекратится тенденция снижения уровня жизни. Повышение уровня жизни возможно уже в этом году, на 2–3%». То есть проценты прибавятся к доходам населения. Простой подсчет показывает, что те, кто получал минимальную зарплату (МРОТ) в размере 7500 рублей, разбогатеют на 200 рублей, а прирост средней зарплаты по стране (около 33 тыс. рублей) составит тысячу. Как говорится, вдохновляющая перспектива...
К слову, о рубле Кудрин умудрился поспорить с министром экономразвития Орешкиным, чем также привлек к себе внимание. Экс-министр финансов решил добавить «ложку дегтя» в уверения главы МЭР об укреплении рубля: в ведомстве не собираются менять прогноз и ожидают доллар по 62 рубля при цене за баррель нефти в 50 долларов, Кудрин же предсказал ослабление нацвалюты к концу 2017 года. Вопрос о том, на какой же курс следует ориентироваться рядовым гражданам, опять остался открытым.
Прошедший Петербургский форум снова показал всем миру, как в России «большие боссы» делают деньги. Однако обычным людям вряд ли есть дело до бизнес-побед толстосумов, им бы до очередной получки дотянуть. Но когда увеличатся их доходы на фоне якобы имеющих место инвестиционных успехов страны — им так и не сказали. Хлеба снова не дали, зато зрелищ было предостаточно: над шутками президента Путина на ПМЭФ страна посмеялась от души. А петербуржцы и вовсе вздохнули с облечением после завершения форума: наконец-то не будут больше перекрывать улицы из-за приема высоких гостей с мигалками.
МНЕНИЕ
Валерий Федоров, директор ВЦИОМ, — об экономических ожиданиях россиян:
«Петербургский форум — это событие для политической, предпринимательской и информационной элиты страны. Однако при всем многообразии высказываний и мнений участников форума, которые транслируют СМИ, население прежде всего интересуют сигналы, идеи и инициативы, идущие от человека, которому доверяют и мнением которого интересуются. В данном случае это президент. Если он хочет что-то донести до народа, то он
использует эту площадку, но год на год не приходится. Чего ждут люди от экономики? У нас кризис закончился, а подъем не начался. Люди ждут, когда начнет становиться лучше, потому что рассказы о том, что у нас будет 1% роста, никого не вдохновляют, почувствовать это на собственном кармане невозможно. Поэтому главный запрос общества — на понимание того, когда мотор нашего экономического подъема заработает, ибо пока он крутится на холостом ходу. Если раньше населению было достаточно прекращения кризиса — лишь бы нащупать дно, там уляжемся и будем лежать, — то сейчас это далеко не верх мечтаний. Именно потому, что люди сейчас чуть-чуть успокоились, у них начала расти планка требований. Население спрашивает у властей, когда повысят зарплаты, когда появятся высокооплачиваемые места, когда проведут индексацию пенсий. И люди ждут ответа именно на эти конкретные вопросы, имеющие отношение к их реальной жизни».
Инна Деготькова
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?