Стоимость бензина в России в ближайшие месяцы расти не будет. Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий в обновленном составе кабинета министров за энергетику, правительство договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями об искусственной заморозке цен. Другими словами, даже если котировки нефти, которые, как объясняют чиновники, стали основным драйвером роста топливных цен, будут повышаться, стоимость горючего останется на нынешнем уровне. Тем не менее за апрель-май нефтепродукты в России подорожали на 13%. Учитывая, что стоимость горючего заложена во всех товарах, по итогам года правительство может не справиться с разгоном инфляции, реальный уровень которой рискует составить 10–12%.
Не повышать в ближайшее время цены на АЗС крупные сырьевые компании, которые владеют основными российскими заправочными сетями, согласились после обещания правительства снизить ставки акцизов на топливо. Это решение было согласовано на экстренном совещании представителей профильных ведомств кабинета министров и нефтяными холдингами, состоявшемся в начале июня. Цены на горючее будут зафиксированы по состоянию на 30 мая. Снизить их, по словам Козака, не представляется возможным, однако дальнейшего роста, по мнению чиновника, получится избежать.
Переговоры относительно будущей ценовой конъюнктуры на отечественном топливном рынке проходили в достаточно сложной обстановке. Нефтяники до последнего отказывались замораживать стоимость горючего. При нынешних котировках «черного золота» на основных торговых площадках мира, которые колеблются в районе $76–77 за баррель, им более выгоднее экспортировать готовые нефтепродукты, нежели продавать их внутри страны. В частности, как отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, разница в доходе от одной тонны бензина, проданной за рубеж и на российских АЗС, доходит до 10 тыс. рублей.
Добывающим компаниям сначала было обещано снизить акцизы на топливо на 2 тыс. рублей за тонну бензина и на 3 тыс. рублей за тонну «дизеля» с 1 июля. Такое предложение оказалось недостаточным. В связи с этим срок сокращения фискального давления был смещен на 1 июня, после чего нефтяники согласились зафиксировать цены на майском уровне.
«Заморозка» стоимости топлива обойдется государству довольно дорого. Как отмечал первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов, дополнительные доходы бюджета от акцизов на бензин и «дизель» (ранее их, напротив, планировалось поступательно увеличивать в 2018–2020 годах) должны были составить около 140 млрд рублей. Теперь эти деньги осядут в карманах нефтяников.
Между тем, как полагают эксперты, даже фиксация цен может не оказаться однозначным стимулом будущей стабилизации стоимости топлива. По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, розничная цена литра бензина продолжит подниматься с самой максимальной скоростью за всю историю современной экономики России. «До мартовских выборов президента топливо не дорожало — работал предвыборный фактор. То есть давление на кошельки избирателей должно было оставаться нейтральным. В то же время оптовые цены на бензин и «дизель» активно дорожали из-за существенного роста нефтяных котировок. Теперь увеличение оптовых расценок перекладывается в розничную стоимость», — объясняет эксперт.
По оценке Бодровой, потенциал подъема цен составляет как минимум 2–3%. Новая волна роста стоимости топлива (если за лето не обрушатся нефтяные котировки, что вряд ли возможно) придется на начало осени. Литр бензина АИ-95, цена которого уже сейчас приближается к 46 рублям, может повыситься до 52–54 рублей.
Такая динамика неизбежно приведет к раскрутке инфляционного «маховика». Например, в стоимости пищевых продуктов транспортная составляющая может доходить до 30%. «Потребителям рано успокаиваться. Уже сейчас начали дорожать все группы товаров и продуктов, включая сезонные. К середине лета этот процесс немного замедлится, но ближе к сентябрю он снова активизируется. Несмотря на то, что официальная статистика по инфляции, скорее всего, уложится в прогнозируемый правительством уровень в 4–4,5%, реальное удорожание основных видов потребительских товаров может дойти до 10–12%», — считает Бодрова.
Николай Макеев
Не повышать в ближайшее время цены на АЗС крупные сырьевые компании, которые владеют основными российскими заправочными сетями, согласились после обещания правительства снизить ставки акцизов на топливо. Это решение было согласовано на экстренном совещании представителей профильных ведомств кабинета министров и нефтяными холдингами, состоявшемся в начале июня. Цены на горючее будут зафиксированы по состоянию на 30 мая. Снизить их, по словам Козака, не представляется возможным, однако дальнейшего роста, по мнению чиновника, получится избежать.
Переговоры относительно будущей ценовой конъюнктуры на отечественном топливном рынке проходили в достаточно сложной обстановке. Нефтяники до последнего отказывались замораживать стоимость горючего. При нынешних котировках «черного золота» на основных торговых площадках мира, которые колеблются в районе $76–77 за баррель, им более выгоднее экспортировать готовые нефтепродукты, нежели продавать их внутри страны. В частности, как отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, разница в доходе от одной тонны бензина, проданной за рубеж и на российских АЗС, доходит до 10 тыс. рублей.
Добывающим компаниям сначала было обещано снизить акцизы на топливо на 2 тыс. рублей за тонну бензина и на 3 тыс. рублей за тонну «дизеля» с 1 июля. Такое предложение оказалось недостаточным. В связи с этим срок сокращения фискального давления был смещен на 1 июня, после чего нефтяники согласились зафиксировать цены на майском уровне.
«Заморозка» стоимости топлива обойдется государству довольно дорого. Как отмечал первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов, дополнительные доходы бюджета от акцизов на бензин и «дизель» (ранее их, напротив, планировалось поступательно увеличивать в 2018–2020 годах) должны были составить около 140 млрд рублей. Теперь эти деньги осядут в карманах нефтяников.
Между тем, как полагают эксперты, даже фиксация цен может не оказаться однозначным стимулом будущей стабилизации стоимости топлива. По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, розничная цена литра бензина продолжит подниматься с самой максимальной скоростью за всю историю современной экономики России. «До мартовских выборов президента топливо не дорожало — работал предвыборный фактор. То есть давление на кошельки избирателей должно было оставаться нейтральным. В то же время оптовые цены на бензин и «дизель» активно дорожали из-за существенного роста нефтяных котировок. Теперь увеличение оптовых расценок перекладывается в розничную стоимость», — объясняет эксперт.
По оценке Бодровой, потенциал подъема цен составляет как минимум 2–3%. Новая волна роста стоимости топлива (если за лето не обрушатся нефтяные котировки, что вряд ли возможно) придется на начало осени. Литр бензина АИ-95, цена которого уже сейчас приближается к 46 рублям, может повыситься до 52–54 рублей.
Такая динамика неизбежно приведет к раскрутке инфляционного «маховика». Например, в стоимости пищевых продуктов транспортная составляющая может доходить до 30%. «Потребителям рано успокаиваться. Уже сейчас начали дорожать все группы товаров и продуктов, включая сезонные. К середине лета этот процесс немного замедлится, но ближе к сентябрю он снова активизируется. Несмотря на то, что официальная статистика по инфляции, скорее всего, уложится в прогнозируемый правительством уровень в 4–4,5%, реальное удорожание основных видов потребительских товаров может дойти до 10–12%», — считает Бодрова.
Николай Макеев
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?