Translate

понедельник, 8 апреля 2013 г.

Дети и взрослая жизнь родителей



Взрослые и дети живут под одной крышей, обитая при этом в разных мирах. Взрослые удивляются детской непосредственности и активности, а детей настораживают многие аспекты поведения взрослых. Зачем они курят, организовывают большие застолья, придя домой, не прыгают и не бегают, а усаживаются в кресло и смотрят весь вечер телевизор. И много других неясностей удивляют и интересуют детей во взрослой жизни. Как правильно объяснить особенности поведения взрослых детям, мы и попытаемся сейчас определиться.


Несмотря на то, что дети обязательно станут взрослыми, не стоит торопиться и раньше времени окунать их в особенности взрослой жизни. Разные народы видят взросление детей по-своему, в этом различаются Казахстан и Россия, Китай и США. В каждой стране есть свои убеждения на этот счет. Но где бы ни росли дети, родители должны всегда помнить о том, что они рядом, и о том, что они очень охотно и внимательно следят за поведением взрослых. В контексте этого правила, вот на что надо обратить внимание.

1. Свои сильные эмоции и чувства (независимо от того, радость это или эмоции, связанные с жизненными проблемами), надо сдерживать, особенно в присутствии детей. Взрыв ярости, отчаяния или безудержной радости родители могут забыть через несколько недель, а вот для детей это будет ярким примером того, как себя надо вести. Эмоции – это двигатель нашей жизни, но они должны быть контролируемыми, особенно в присутствии детей. Вывод: после бурного выяснения отношений между супругами о том, кто главный в семье, ребёнку непросто объяснить, что кричать на людей некрасиво. Выяснять отношения надо в спокойной манере – эта привычка полезна и взрослым, и детям.

2. Дети великолепно чувствуют и копируют не только эмоции взрослых, но и их привычки, манеру общения. Например, если родители любят или по необходимости долго разговаривают по мобильному телефону, прижимая аппарат плечом к уху, дети будут делать то же самое, даже если у них ещё нет телефона. Они будут прижимать к уху любую похожую игрушку. У взрослых скелет уже сформировался, и перекошенные плечи вряд ли способны испортить осанку, а вот у детей такая дурная привычка может стать одной из причин развития сколиоза.

Ещё пример: сидеть, закинув ногу за ногу. При такой позиции нарушается кровообращение в ногах. Для взрослых это может и не представлять опасности, а детский организм реагирует на такое плохо. Можно привести ещё много примеров: громкий звук телевизора, долгое сидение за компьютером, разбросанная обувь у входа и вещи в зале. Взрослым кажется, что ничего страшного, а у детей формируются зачатки многих проблем. Вывод: дети подражают взрослым не только в хорошем поведении, но и в плохом. Контролируя собственные привычки, мы формируем у ребёнка навыки, с которыми ему в дальнейшем будет легче жить и работать.

Полностью объяснить детям все особенности взрослой жизни не получится, точно также не выйдет полностью изолировать детей от нюансов взрослой жизни. Любая из этих крайностей обречена на провал и только ухудшит процесс познания детьми жизни. Оптимальное поведение взрослых лежит посередине: не стоит прятать детей, чтобы они не мешали, например, во время застолья, но и угощать ребёнка пивом, когда ему 5 лет, тоже не вариант нормального поведения родителей.

Дети прекрасно поймут, как себя надо вести в той или иной ситуации при условии, если между ними и родителями будет налажен диалог и доверительные отношения, которые можно достичь только при регулярном общении. Дети часто не любят, боятся или стесняются отвечать на прямые вопросы, но вот во время игры или беседы на отвлечённые темы родителям легко узнать, о чём думает ребёнок и ответить на потаённые его вопросы, тем самым устранив различного рода комплексы и зажатости в поведении.

Необходимо только желание внимательно выслушивать детей: они сами всё расскажут, задача родителей – выслушать их (что, к сожалению, многие родители не делают, полагая, что дети им что-то новое рассказать не могут) и внести ясность в их миропонимание. Для этого не надо иметь специального образования, нужна любовь, внимательность и желание.

Многие элементы жизни присутствуют как у детей, так и у взрослых: еда, сон, просмотр телевизора и так далее. В этом случае, на собственном примере, взрослые должны показать, научить и проконтролировать, как ребёнок учится этим действиям. Есть же элементы взрослой жизни, к которым мы привыкли, но для детей они абсолютно чужды, непонятны, но безумно интересны. Например: курение, бурные застолья в праздники, секс и так далее. В этом случае надо, прежде всего, помнить о том, что детей привлекают и интересуют не столько сами по себе события из жизни взрослых, а отношение взрослых к этим элементам жизни.

Например: курение. Каждый взрослый человек знает, что это вредно и не хочет, чтобы дети пристрастились к пагубной привычке, но многие при этом сами курят. Если родители будут стараться курить тайком, скрывая (а на 100% сделать это нельзя) от детей свою привычку, – это приведёт только к повышенному интересу детей к курению. Другой крайний вариант: родители курят везде, где это в озможно (кухня, зал, при этом пепельницы находятся тоже везде). Такая ситуация вобьёт в голову детей мысль о том, что курить НАДО, что это обязательный элемент «взрослой» жизни. Такая ситуация практически наверняка будет способствовать началу курения детей в раннем возрасте.

Мудрые родители не будут афишировать привычку курить, но при этом не будут делать это тайком от детей. Дети сами спросят, что это такое и для чего надо. Можно ответить примерно следующее: «Некоторые взрослые курят. Когда ты подрастёшь, сынок (дочка), то сам решишь, надо тебе это или нет». Когда у ребёнка ещё нет полноценного интереса к курению, не стоит категорически запрещать – ведь, как известно, запретный плод сладок и интересен. Кардинальные меры надо применять только в случае, если вы заметили, что ребёнок действительно начал курить.

Секс – обязательный элемент нормальной супружеской жизни и, наверное, это та тема, на которую родители меньше всего стремятся разговаривать с детьми. В этом случае родителям обязательно надо себя напрячь и, когда у ребёнка появляется интерес к этой стороне

взрослой жизни, развеивать те мифы и легенды, которыми очень часто обрастает половая жизнь взрослых в сознании детей. При этом не стоит сажать ребёнка за стол и читать лекцию об особенностях анатомии мужчины и женщины, о том, почему родители спят вместе и из спальни иногда доносятся характерные звуки.

Всё это объяснять надо, но в игровой манере, между делом. Именно при такой подаче новой информации ребёнок её запомнит и при этом не заострит на ней внимание. В конечном итоге в выигрыше будут и взрослые, и дети. Лучше пусть дети узнают от родителей достоверную информацию об интимной жизни взрослых, чем будут наполнять свои головы сведениями из сомнительных источников.

Секретный ключ к взаимопониманию между родителями и детьми по всем аспектам как взрослой, так и детской жизни – это регулярное общение и доверительные отношения.

© Александр Кузнецов

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?