Знаменитый актер - о руке Сталина, обмане и Родине
«Не хочу никого обидеть, но в нашей оппозиции есть проходимцы, им легче по¬кричать, чем что-то настоящее сделать».
Знаменитый артист Валентин Гафт годовщину смерти Сталина, пришедшуюся на март 2013-го, отметил своеобразно - необычной поэтической постановкой «Скажи, он дьявол или бог?..» с участием Камерного хора Владимира Минина.
Гафт затрагивает одну из самых злободневных для России проблем - какой же правитель нужен нам? Мгновенно преображаясь, артист разыгрывает диалоги между Сталиным и маршалом Жуковым, Сталиным и Зюгановым, Сталиным и зэком-писателем из ГУЛАГа... Стихи перемежаются музыкой Шостаковича, Прокофьева, Канчели...
«Я твой Иосиф!»
«АиФ»: - Валентин Иосифович, уже 60 лет, как нет Сталина! А мы всё продолжаем спорить, кем же он был для России. Не пора ли наконец оставить этого человека покоиться с миром?
В.Г.: - Такая фигура. Неоднозначная. Общество не могло не разделиться. Хорошо ещё, что разделилось! Было бы странно, если бы совпали точки зрения о нём. С именем Сталина связаны чудовищные преступления, мучения людей, кровь, пытки, несправедливость. Творились ужасы и во время войны, и в дни мирной жизни. Но... Страна победила в схватке с Гитлером. Люди шли в бой с именем Сталина, подчинялись ему беспрекословно, и попыток, как говорится, убрать его не было. Царила дисциплина, был порядок - то, без чего не может существовать нормально государство. Росло производство, развивалось сельское хозяйство.
«АиФ»: - Меня поразило, что в траурном зале на прощании с президентом Венесуэлы Уго Чавесом висели портреты Боливара, Че Гевары и... Сталина. Даже на другом континенте его идеи укоренились.
В.Г.: - Его обожали. Не только в СССР, но и за его пределами. Он был гениальный в своей харизматичности человек. Он мог убеждать людей словами, зажигать их. Соратники Сталина, даже зная, что он их предал, всё равно умирали со словами: «Да здравствует товарищ Сталин!»
Он знал, как управлять толпой. Он был человек с юмором, страшным иногда. Но Сталин хорошо понимал, что такое смешное. Свой садизм он часто облекал в форму иронии. Люди ждали юмора вождя и аплодировали его шуткам. Вы посмотрите съёмки тех лет - что делается, когда он выходит на трибуну. Вы видели? Это экстаз! Огромное количество людей его тайно ненавидели. Но парадокс в том, что миллионы по-настоящему любили!
Мой отец, много раз раненный в боях Великой Отечественной, однажды вдрызг разругался с родным братом. Тот выступал против Иосифа Виссарионовича. Он в пылу ссоры выбросил с четвёртого этажа статуэтку Сталина. Это отца ошеломило. После такого он больше не пожелал знать брата. Как видите, лезвие непонимания этой личности даже семьи разрезало! И сейчас феномен этот существует. Многие говорят: «Сталина на вас не хватает», а другие, наоборот, отрекаются от своей истории и готовы сделать вид, что такого руководителя не было и вовсе.
«АиФ»: - Вы понимаете отца?
В.Г.: - Да. Понимаю. Могу понять.
«АиФ»: - А как вы лично относитесь к Сталину?
В.Г.: - У меня к нему отношение такое, как и у большинства людей моей страны. Говорить о том, что я люблю его или ненавижу, глупо... Я его ненавижу за все его страшные дела, я не понимаю, как это могло быть... В спектакле есть моменты, которые я хотел бы, чтобы произошли в жизни, но этого, увы, не произошло - Сталин так и не покаялся. Но на сцене я устраиваю Сталину встречу с Иисусом. Вождь просит: «Прости меня. Прости страну. Прощенья вместе просим. Я твой библейский сын. Я твой Иосиф».
Нужно, чтобы путь сталинский мы осознали, иначе... Не дай бог, повторятся его прин¬ципы управления. Не хотелось бы...
А цель где?
«АиФ»: - Ваш Сталин иронизирует, что коммунисты нынче изменились: Ленин ездил на санках, а Зюганов - на «Мерседесе»… Почему в нашей стране прекрасную на первый взгляд идею равенства и братства так извратили?
В.Г.: - Ой, какие славные вопросы вы мне задаёте! Понимаете, в России всегда происходит интереснейшая жизнь, она страшна иногда по своим результатам. Здесь произошла эта страшная революция, последствия которой мы хлебаем до сих пор. А ведь её делали не дураки, и поддерживали тоже не дураки. И идеи были самые хорошие. Но... Меняются поколения. Есть люди, которым нужен общий обман. Развито приспособленчество. Думаешь одно, говоришь другое... Взять нашу оппозицию. Людей, которые выходят на митинги, демонстрации, очень много сегодня. Они активны, они сильны, они упрямы. Они борются, кого-то ликвидируют, силы тратят не на то, на что надо. Я не хочу никого обидеть, но в нашей оппозиции есть просто проходимцы, им легче всего пойти покричать, чем что-то настоящее сделать.
«АиФ»: - Нам нужны «сила и кулак, и никакого расслабленья», утверждает сценический Сталин Гафта.
В.Г.: - Мы всё время окружены врагами, и это наше убеждение передаётся из поколения в поколение. И уже действительно трудно не поверить, что это так. Кто эти враги? Они окружают нас повсюду - таково убеждение... Был железный занавес. Он закрывал наших людей от всего остального человечества, от всего нового. Временами этот занавес ликвидируется, распадается. Но он есть. Страх перед новым, незнакомым вошёл уже в гены. Это не значит, что врагов у России нет. Есть. Такая жизнь, так устроен наш маленький мир, к сожалению. Но нельзя здесь доходить до паранойи. Иначе иногда она приводит к тому, что врагами считаются лучшие люди своей страны. Которых надо беречь. А их травят, убивают, сажают. В этом надо разобраться. Разуверились многие. Цель нужна, а она призрачна... Мы сговориться никак не можем. Нам сегодня нужно согласие между людьми, нельзя друг друга убивать и ненавидеть. Это тупик.
«АиФ»: - Раньше наша интеллигенция помогала «сговориться», а сейчас, в такой ответственный момент, она оказалась разобщена.
В.Г.: - Сейчас не поймёшь, что такое интеллигенция! В интеллигентов превратились люди, которые раньше никогда не могли бы считаться ими и сейчас не могут. Они имеют достаточные состояния, их быт прекрасно устроен, они красивы, ездят на хороших машинах, прекрасно разговаривают на иностранных языках, учат детей за границей. Но их всех больше интересует своя личная жизнь, а не то, как наладить жизнь в стране. Но
есть и очень много хороших, порядочных людей. Необязательно они занимают высокое общественное положение и имеют известность.
«АиФ»: - А почему поэты больше не властители дум сегодня?
В.Г.: - Поэты есть, но властители ли они дум - это часто не от них, не от поэтов зависит. Есть много талантливых людей, просто нужды в поэтах нет у современного общества. Запросы другие. Всё диктует пресловутый рейтинг. Но сказать, что поэты исчезли, я не могу, мне присылают иногда стихи, и они прекрасны. И то, что я слышу порой, мне нравится. Наши поэты 60-х годов до сих пор остаются глубокими мыслителями. Недавно получил новую книжку Жени Евтушенко, это совершенно другой поэт, у него душа болит от того, что делается у нас.
Я люблю Россию, нахожу в ней силу, мудрость, красоту. Люблю свою страну и ни на что не променяю.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?