Translate

четверг, 4 апреля 2013 г.

Нужны ли российской экономике стимулы?



Противостояние Минэкономразвития и Минфина накаляется. В условиях замедления экономического роста Минэкономразвития все более настойчиво выступает за осуществление стимулирующих мер и увеличение дополнительных расходов. В самом ли деле пришла пора больше тратить, и если да, то на что? Выяснили "Вести Экономика".


На дополнительные расходы МЭР предлагает использовать 200 млрд руб. из антикризисного резерва, сообщила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Минфин выступает резко против этой идеи.

Между тем торможение экономического роста становится все более ощутимым. На днях замглавы МЭР Андрей Клепач заявил, что в апреле официальный прогноз в 3,6% ВВП может быть снижен до 2-3% ВВП. "Пока идем существенно ниже текущего прогноза. Не получается и 3-процентного роста", - уточнил Клепач. По оценке МЭР, в январе 2013 г. ВВП страны прирос на 1,6% в годовом выражении (в январе 2012 г. – на 5,1%), а в феврале всего на 0,1%. В прошлом году экономический рост в России составил 3,4%.

С учетом последних показателей аналитики "Альфа-Банка" также готовятся изменить текущий прогноз в 2,8%. "После обнародования мартовских результатов, очевидно, прогноз по экономическому росту придется снизить до 2-2,5% ВВП", - рассказала главный экономист "Альфа-Банка" Наталья Орлова. По ее убеждению, замедление экономического роста прежде всего обусловлено отсутствием роста производительности труда.

На таком фоне призывы к выделению дополнительных средств представляются бессмысленными, поскольку подразумевают продолжение господдержки неэффективных компаний.

"В данном случае речь следует вести не о деньгах, а в первую очередь о проведении назревших институциональных реформ, обеспечивающих в том числе развитие конкуренции", - подчеркнула главный экономист "Альфа-Банка".

Только структурные преобразования, предполагающие административную, тарифную (с изменением общей политики ценообразования в отечественной экономике), а также судебную (направленную, в частности, на защиту инвестиций) реформы, способны обеспечить долгосрочное развитие российской экономики, заметил главный экономист ФК "Открытие" Владимир Тихомиров. Тогда как дополнительные расходы, полагает он, могут дать лишь кратковременный эффект, при том, что упомянутая сумма в 200 млрд руб. относительно всей экономики невелика и, скорее всего, окажется "размазанной" по различным проектам. А более значительное вложение средств в нынешних условиях чревато всплеском инфляции и очередным витком оттока капитала - не за рубеж даже, а из российского рубля в иностранные валюты. "Все это мы уже проходили", - заметил Тихомиров.

Наблюдаемое в I квартале торможение экономического роста, по мнению экономиста, в немалой степени обусловлено наличием "лишнего" рабочего дня в прошлом високосном году и холодным мартом в текущем (при большей выработке теплоэнергии и снижении показателей в обрабатывающей промышленности и строительстве) и далее может прекратиться. Так что пока он сохраняет прежний прогноз экономического роста в 2013 г. в 3,6%.

Соответствующие экспертные оценки сегодня, действительно, разнятся. Например, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин ожидает роста на уровне или даже ниже 3%, что предполагает отставание от мировой экономики. По предположению же известного американского экономиста Нуриэля Рубини, внутренний спрос и в этом году поможет продвинуть экономический рост в России до 3,3%.

Но так или иначе, отметила Наталья Орлова, российские денежные власти будут вынуждены реагировать на создавшуюся ситуацию. То, что они не смогут более оставаться в стороне, подтверждает принятое накануне решение Центробанка о сохранении базовой ставки и снижении второстепенных. Очевидно, к началу лета ЦБ понизит ставку рефинансирования. Причем, по мнению Орловой, это будет сделано с учетом сложившихся макроэкономических реалий, а не потому, что на смену нынешнему главе Банка России Сергею Игнатьеву придет Эльвира Набиуллина, ранее возглавлявшая МЭР. "Приход Набиуллиной не предполагает автоматического смягчения денежно-кредитной политики. Будучи профессионалом, она понимает, разумеется, что мандат руководителя ЦБ отличается от мандата главы Минэкономразвития", - заключила эксперт.

"Вследствие разбивки процесса повышения тарифов в июне-июле инфляция, очевидно, начнет снижаться. Это позволит регулятору принять решение по уменьшению базовой ставки – вне увязки со сменой его руководства", - констатировал Тихомиров.

Как заявила в среду сама Набиуллина, для стимулирования российской экономики требуются комплексные меры со стороны банковского сообщества и предприятий реального сектора. В условиях ухудшившейся внешней конъюнктуры, считает помощник президента, кандидат на пост главы ЦБ, "российской экономике нужно ориентироваться на внутренние источники развития, прежде всего на инвестиции".

Для стимулирования отечественной экономики следует более активно задействовать внутренние ресурсы, согласился профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов. "Нужно начинать тратить. Но не сразу, большими порциями, а постепенно, учитывая влияние инфляции", - аргументировал Абрамов. Разумеется, продолжил он, при сохраняющейся низкой эффективности российского бизнеса и высокой коррумпированности чиновничества "кпд дополнительных вложений падает".

"Определенные меры в этой связи предпринимаются. Но пока зачастую грешат непоследовательностью. Так, с одной стороны, правительство объявляет о разработке "дорожной карты" по улучшению бизнес-климата в стране, а с другой – повышает страховые взносы для индивидуальных предпринимателей", - привел пример Абрамов.

По его словам, и Минэкономразвития, ратующее за увеличение расходов, пока не озаботилось законодательным обеспечением ясных и прозрачных механизмов инвестирования инфраструктурных проектов, которые сегодня представляются одним из резервных направлений и успешно реализуются во многих развивающихся экономиках. К примеру, в Китае после принятия в середине 2000-х гг. пакета необходимых законодательных актов, четко прописывающих в том числе работу концессионных механизмов, дорожное строительство резко ускорилось. И активнейшими его участниками стали муниципалитеты.

Инфраструктурные проекты

В 2012 г., по информации Росавтодора, были введены в эксплуатацию участки автомобильных федеральных трасс общей протяженностью в 226,4 км. В 2011 г. этот показатель составил 233 км., а в 2013 г. планируется на уровне 334 км.

На сегодня в России насчитывается около 1 млн км дорог. Для полноценного развития отечественного транспортного комплекса требуется до 1,5 млн км дорог, приводит оценки завкафедрой строительства и эксплуатации дорог МАДИ Владимир Носов. "Вот и судите сами: много мы строим сегодня или мало", - отмечает эксперт.

Так нужно ли нам сегодня больше тратить? По

крайней мере, очевидно, что без дополнительного финансирования не удастся преодолеть многократно описанную классиками традиционную российскую беду – плохие дороги, которые сегодня также упоминаются в числе главных препятствий увеличения инвестиционных потоков.

Активную реализацию инфраструктурных проектов, предупреждает Абрамов, необходимо сопровождать мерами по искоренению прочих сопутствующих бед, вроде той же коррупции. Вместо того чтобы затевать проекты космического масштаба, для начала новые механизмы их инвестирования можно было бы обкатать в наиболее преуспевших в данной сфере регионах, резюмировал профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ.

В МЭР от конкретизации соответствующих планов пока воздерживаются. И готовятся к очередному рабочему совещанию по "расходному" вопросу, запланированному на ближайшие дни.

Наталья Приходко

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?