С измерения артериального давления начинается большинство приемов у любого врача-терапевта. Простейшая медицинская манипуляция способна рассказать профессионалу о многом. И при этом неважно, каким тонометром пользуется врач – простейшим, «допотопным», с надувной резиновой грушей или современным, электронным – метод измерения остается таким же, каким был придуман более ста лет назад.
Между тем, изобрел его наш соотечественник, русский хирург, один из пионеров сосудистой хирургии Николай Коротков (26 февраля 1874- 14 марта 1920).
Купеческий сын, уроженец города Курска, в 1893 году по окончанию гимназии он поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Через полтора годы учебы перевёлся в Московский университет, который окончил с отличием в 1898 году, получив диплом «лекаря с отличием, со всеми правами и преимуществами». Кроме того, в это же время он сдал экзамены на звание «уездный врач».
В 1900 году Коротков проходил службу в армии на Дальнем Востоке, в Китае — во время так называемого Боксёрского восстания. Был врачом Красного Креста, служил под руководством доктора И.П.Алексинского. Был награждён орденом Святой Анны 3-й степени за выдающиеся труды в помощи больным и раненым солдатам.
В 1903 году Коротков получил должность ассистента в хирургической клинике петербургской Военно-медицинской академии, но с началом русско-японской войны, в 1904 году, вновь уехал в Китай, в Харбин. Там, в полевом госпитале, он оперировал множество раненых с повреждениями крупных кровеносных сосудов – такие ранения во время войны были весьма частыми. Позже, в своей докторской диссертации, посвященной сосудистой хирургии, он привел 41 историю болезни, представляющих собственный военный опыт в Манчжурии.
В то время для того, чтобы предотвратить кровотечение и спасти раненых, поврежденные сосуды перевязывали – что, в свою очередь, часто вело к омертвению тканей и ампутации конечностей. Но что делать, из двух зол выбирали меньшее…
Чтобы определить прогноз омертвления конечности и избежать гангрены, врач постоянно прослушивал поврежденные сосуды. Этот метод измерения артериального давления был предложен в 1896 году итальянским патологом, терапевтом и педиатром Рива-Роччи (в честь него современные сфигмоманометры (тонометры) иногда называют аппаратами Рива-Роччи).
Измерение проводилось посредством прощупывания пульса на лучевой артерии после создания высокого давления в манжете, наложенной на плечо, и последующей медленной декомпрессии.
Коротков предложил более точный и изящный — «звуковой метод определения кровяного давления на людях». Так назывался его доклад, с которым Коротков выступил по возвращению на родину, в Санкт-Петербурге, в Императорской военно-медицинской академии в ноябре 1905 года.
Отчет об этом докладе был опубликован в «Известиях Императорской военно-медицинской академии» и состоял всего лишь из 281 слова, меньше страницы:
«…При падении ртути манометра до известной высоты появляются первые короткие тоны, которые указывают на прохождение части пульсовой волны под рукавом. Следовательно, цифры манометра, при которых появился первый тон, соответствуют максимальному давлению… Время исчезновения звуков указывает на свободную проходимость пульсовой волны; другими словами, в момент исчезновения звуков минимальное кровяное давление превысило давление в рукаве. Следовательно, цифры манометра в это время соответствуют минимальному кровяному давлению. Опыты на животных дали положительные результаты».
Метод, разработанный Николаем Коротковым, до сих пор лежит в основе большинства тонометров. А звуки, которые мы слышим при таком измерении, называются тонами Короткова.
Из биографии Короткова:
Получил докторскую степень в 1910 году, находясь на медицинской работе в Витимско-Олёкминском горно-промышленном округе. После этого он работал хирургом на Ленских золотых приисках.
Впоследствии вернулся в Петербург и во время Первой мировой войны был хирургом при «Благотворительном доме для солдат инвалидов» в Царском Селе.
После Октябрьской Революции был главным врачом в Больнице им. Мечникова в Петрограде — до своей смерти от туберкулеза в 1920 году, в возрасте 46 лет.
Николай Сергеевич Коротков внёс значительный вклад в развитие сосудистой хирургии в 20-м веке. Его работы предшествовали работам американского хирурга Рудольфа Матаса, считающегося «отцом современной сосудистой хирургии». Именем доктора Короткова в Санкт-Петербурге названа улица, а в Курске — городская больница номер 1.
Имя Короткова долгие годы было в забвении. Помогли… иностранцы. К 50-летию исторического доклада русского самородка в ССР приехала группа зарубежных врачей – чтобы найти о нем хоть какие-то сведения.
Увы, никто им помочь тогда не смог, даже фотографии не оказалось! Лишь позже удалось разыскать сына Короткова — Сергея Николаевича (он продолжил благородное дело отца и тоже стал врачом), который также ничего не знал о заслугах отца перед медицинской наукой. Единственное фото Николая Короткова обнаружили в архивах Московского университета.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?