Экономика не примус, починить системные провалы косметическими методами не получится.
В среду президент на совещании с членами правительства одобрил антикризисный план, дав неделю на его шлифовку. Примерно так эта новость должна была бы выглядеть исходя из масштабов проблем, с которыми столкнулась экономика страны. Но честно будет написать, что был одобрен «План мероприятий по обеспечению социально-экономической стабильности в 2015 году». И что президент отказался признать органический, структурный характер кризиса, списав все на временные трудности, вызванные нездоровой внешнеэкономической и отчасти политической конъюнктурой. Правительство, надо сказать, было к этому готово.
Так что антикризисного плана у нас нет. Есть набор отдельных решений стоимостью, по оценке первого вице-премьера Игоря Шувалова, 1,375 триллиона рублей.
Самая жирная из предлагаемых мер — докапитализация банков на 250 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния и на 1 триллион рублей — облигациями федерального займа (ОФЗ), то есть через бюджетный дефицит будущих периодов. Понятно, что банки не смогут кредитовать клиентов облигациями, значит, они нужны для приведения балансов в соответствие с требованиями регулятора и как залоговая база при привлечении денег от ЦБ. То есть какая-то часть из этого триллиона будет напечатана. Вопрос, захотят ли брать банки деньги под ключевую ставку в 17% годовых и «продавать» их процентов под 25. Теоретически у них и выбора не будет: одно из требований к претендентам на госпомощь — наращивать кредитование реального сектора в приоритетных, с точки зрения правительства, отраслях на 12% в год. Но на деле сектор с поставленной задачей может объективно не справиться, особенно госбанки, в отношении которых уже спешно прорабатываются всевозможные исключения и «особый порядок».
Но этот триллион — сюрприз! — в бюджет антикризисного плана не входит. Решение, о котором Шувалов докладывал Путину, было принято еще в прошлом году. Дополнительные деньги, 300 миллиардов рублей, получит ВЭБ, в том числе на санирование выкашиваемых в кризис предприятий.
Будут и прямые бюджетные вливания, в агропром, промышленность, фармацевтику, но это меры не просто антикризисные, а скорее пожарные, во многом «отыгрывающие» девальвацию национальной валюты.
Отдельной главой плана станет пакет по дерегулированию малого бизнеса, подготовленный Минэкономразвития. Он пока не обнародован. Однако какие бы меры там ни содержались, защитить малый бизнес от административного произвола у нас в стране, видимо, невозможно. Чего только стоит новость о том, что правительство Москвы приняло решение не продлевать арендные договоры на нестационарные объекты торговли, ларьки в просторечии. Каких-то три года назад их владельцы были вынуждены покупать, и не по самым низким ценам, коробки, дизайн которых утверждала Москомархитектура. Теперь их можно будет сдавать в утиль — будут новые коробки с новым дизайном, и уже не частные, а городские, которые можно будет взять в аренду. Если бизнес попросту уничтожен, обсуждать количество приходящихся на него в год проверок бессмысленно.
Антикризисный план, который позволял бы не протянуть еще год-другой, а иметь хотя бы внятную перспективу выхода из системного кризиса, должен был бы отвечать на вопрос: как обеспечить не просто стабильность, а устойчивое развитие экономики при самой низкой цене на нефть (которую для начала, конечно, нужно честно и профессионально спрогнозировать). Ну пусть это будет 40 долларов за баррель. Смотрим, что происходит с экономическим ростом, бюджетом, банковским и реальным сектором, госпрограммами, включая программу вооружений. Все, что не выживает в новых условиях, не выживет в перспективе все равно, даже если цены на нефть «отскочат», и санкции отменятся, и война кончится.
Признаем, что не будет у нас больше ни материнского капитала, ни истребителя седьмого поколения. Вопрос дерегулирования решается только через радикальную административную реформу с сокращением собственно регулирующих и надзорных функций до необходимого минимума. Это и бюджет разгрузит от содержания сотен тысяч неэффективных рабочих мест, и даст колоссальный мультипликативный эффект по всей экономике. Налоговая политика перестраивается с фискальной на стимулирующую. Да много чего можно придумать, была бы политическая воля.
Но драматизм нынешнего момента в том, что политическая воля как раз есть. И она направлена на то, чтобы систему ни в коем случае не менять. Да, подкрутить и потоньше настроить, но не менять. А сопротивление ходу истории еще никогда не давало положительного результата.
Алексей Полухин
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?