Translate

понедельник, 9 ноября 2015 г.

Ключевое слово «после»


Для того чтобы строить версии о причинах авиакатастрофы пока слишком мало информации. Но известно: нарушения у авиаперевозчиков контролирующие органы всегда находят после того, как беда случилась

31 октября в 7 часов 13 минут по московскому времени самолет российской авиакомпании MetroJet («Когалымавиа»), выполнявший рейс Шарм-эль-Шейх — Санкт-Петербург, пропал с экранов радиолокаторов. Обломки лайнера Airbus A321 были обнаружены на севере Синайского полуострова, примерно в ста километрах от египетского города Эль-Ариш. В момент крушения на борту находилось 224 человека.


Все погибли.

Это был обычный чартерный рейс. Популярное туристическое направление — Египет, Красное море. По списку пассажиров видно — многие летели семьями. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тамбовская, Псковская, Волгоградская области, Красноярский край, Карелия… Четверо граждан Украины, один гражданин Белоруссии. 217 пассажиров, 7 членов экипажа. На момент подписания номера на месте крушения были обнаружены тела 150 погибших.

Следственный комитет отчитался о возбуждении двух уголовных дел: по статье «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена», а также провел обыски в офисе «Когалымавиа», в офисе туроператора Brisco, по заказу которого выполнялся рейс (и авиакомпания, и туроператор зарегистрированы в бизнес-центре «Золотое кольцо» в Москве), и в офисе перевозчика в аэропорту «Домодедово». В Самаре, где последний раз заправлялся самолет, следователи изъяли образцы топлива. На место крушения вылетела российская правительственная комиссия во главе с министром транспорта Максимом Соколовым.

В этом материале мы не будем говорить о версиях крушения — пока слишком мало информации для анализа. Точнее, ее практически нет. Просто расскажем о том, что нам известно.

Как это случилось

Airbus A321 с бортовым номером EI-ETJ вылетел из аэропорта Шарм-эль-Шейха в 6.49 по московскому времени. Борт поднялся на высоту более 9 тысяч метров, то есть почти вышел на эшелон, на котором должен был проходить полет. Через 24 минуты после взлета самолет по неизвестной причине начал быстро терять высоту, на 25‑й минуте его метка пропала с радаров. По данным египетской стороны, незадолго до этого экипаж запросил экстренную посадку в ближайшем аэропорту. Неназванный источник в аэропорту Шарм-эль-Шейха сообщил РИА Новости о том, что экипаж разбившегося лайнера «несколько раз в течение недели обращался в техническую службу в связи с отказом с запуском двигателя». Однако по данным ресурса Flightradar, который отслеживает перемещение самолетов по всему миру, за последнюю неделю разбившийся A321 был в Шарм-эль-Шейхе только один раз — ночью с 30 на 31 октября.

Что именно происходило на борту после взлета — неизвестно. Возможно, экипаж столкнулся с какой-то технической проблемой.

В связи со сложной внутриполитической обстановкой в Египте Росавиация рекомендовала российским компаниям с осторожность относиться к полетам над территорией этой страны. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок и Федеральная авиационная администрация США предлагали не опускаться над Синайским полуостровом ниже эшелона в 7924 метра.

Ответственность за падение A321 попыталась взять на себя террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (запрещена в России). Однако никаких оснований считать, что крушение связано с терактом на борту или что самолет был сбит с земли (в момент начала снижения он находился на недосягаемой для ПЗРК высоте) пока нет.

Самолет

Разбившийся A321 совершил свой первый полет в 1997 году. Первые шесть лет эксплуатации отлетал на рейсах ливанской авиакомпании Middle East Airlines, потом — в Saudi Arabian Airlines (Саудовская Аравия), Onur Air (Турция) и Cham Wings Airlines (Сирия). В марте 2012 года борт был перерегистрирован в Ирландии (об этом говорят первые две буквы в бортовом номере — EI) и перешел в эксплуатацию российской «Когалымавиа». Сертификат летной годности самолета был выдан ирландскими авиационными властями весной этого года и был действителен до марта 2016‑го. В 2001 году борт получил серьезные повреждения при посадке в аэропорту Каира: из-за ошибки экипажа самолет коснулся хвостом взлетно-посадочной полосы.

Авиакомпания

«Когалымавиа» (бренд — MetroJet) — небольшая авиакомпания, которая специализируется на чартерных перевозках в наиболее популярные среди российских туристов страны: Турцию, Египет и Испанию. Компания была основана в 1993 году, выполняла рейсы из городов Ханты-Мансийского автономного округа в европейскую часть России. В 2011 году «Когалымавиа» отказалась от эксплуатации самолетов российского производства (Ту‑154, Ту‑134) в пользу Airbus A320 и А321, а спустя несколько месяцев провела ребрендинг и переименовалась в MetroJet. Сегодня авиакомпания базируется в московском аэропорту «Домодедово». По данным Росавиации (на июнь 2015 года) в парке перевозчика 7 самолетов Airbus A321. Возраст всех бортов превышает 10 лет.

На российских туристических форумах встречается много негативных отзывов от пассажиров MetroJet: жалуются на задержки вылетов, состояние самолетов и качество обслуживания на борту. По статистике Росавиации, в августе около 5% рейсов MetroJet вылетело позже, чем было запланировано, — но это, например, в три раза меньше, чем у авиакомпании «Якутия», которая по итогам последнего летнего месяца оказалась лидером по задержкам.

Известно, что большую часть рейсов MetroJet выполнял по заказу туроператора Brisco. Его владелец Висхан Табулаев одновременно является гендиректором «Западной авиационно-инвестиционной компании», которой принадлежит «Когалымавиа». По данным ЕГРЮЛ, «Западная авиационно-инвестиционная компания» в свою очередь принадлежит двум россиянам — Амирбеку Гагаеву и Бувайсару Халидову — и одному гражданину Турции — Хамиту Джанкуту Багана. Последний более 35 лет занимается туристическим бизнесом и владеет крупнейшей частной авиакомпанией в Турции Onur Air, в которой несколько лет назад летал разбившийся A321.

Реакция

Депутаты Госдумы — что характерно, не имеющие к авиации прямого отношения, — незамедлительно выступили с новой законодательной инициативой. Зампред комитета по промышленности Владимир Гутенев (окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов») предложил запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет. Вскоре к нему присоединился зампред комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов (окончил Ростовский государственный университет им. М. А. Суслова, кандидат юридических наук). По его мнению, беды происходят из-за небольших жадных авиакомпаний, «которые не в состоянии ни закупить иностранную технику, ни обслуживать ее, ни следить за ней, не имея в наличии нужного штата сотрудников, которые ответственны за техническую безопасность самолетов». А еще Емельянов пожаловался на то, что «в Россию идет всякий хлам, который непонятно где эксплуатировался», и как его — хлам — обслуживали, никто не знает.

Инициатива не нова: подобные предложения активно обсуждались после крушения Як‑42 под Ярославлем и Ту‑134 под Петрозаводском. Еще тогда многие авиационные специалисты пытались объяснить: дело не в возрасте, дело в эксплуатации и обслуживании. Эксплуатация самолета авиакомпаниями из стран «третьего мира» действительно может нести в себе определенные угрозы в том случае, если местные авиационные власти готовы скрыть некоторые авиапроисшествия.

Что же касается обслуживания, каждое воздушное судно иностранного производства проходит несколько сотен проверок в год: перед вылетом, после приземления; есть формы проверки, которые должны проводиться каждые 24 часа и каждую неделю. Проверки типа A‑check (примерно раз в месяц) и B‑check (приблизительно раз в три месяца), как правило, проводятся силами самой авиакомпании. Техобслуживание типа C‑check и D‑check более сложное, проводится раз в несколько лет, причем D‑check включает проверку всех узлов и деталей и может длиться 30—40 дней.

За тем, проходит ли борт все необходимые проверки, следят авиационные власти той страны, где судно зарегистрировано (в случае с A321 «Когалымавиа» — ирландские), а также власти страны, где зарегистрирована авиакомпания, которая его эксплуатирует. В нашем случае — Росавиация и Ространснадзор. Именно эти ведомства должны быть в состоянии ответить на риторические вопросы депутата Емельянова о «хламе».

Минтранс уже готовится. Министр Максим Соколов сообщил о том, что в «Когалымавиа» в ближайшее время будет проведена официальная внеплановая проверка. Что вызывает легкое ощущение дежавю. После крушения Як‑42 под Ярославлем несовместимые с безопасностью полетов нарушения были выявлены в авиакомпании «Як-Сервис». После крушения Ту‑134 под Петрозаводском была лишена сертификата эксплуатанта авиакомпания «РусЭйр».

Ключевое слово — после.

Зинаида Бурская

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?