Translate

понедельник, 31 октября 2016 г.

Резервы растают к 2019 году

Правительство внесло в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на ближайшие три года (2017-2019 гг.). Профильные комитеты и ведомства будут согласовывать документ следующие два месяца, чтобы парламент успел завершить бюджетный процесс до начала нового года.

В начале осени чиновники говорили, что из-за высокой неопределенности проект снова может быть однолетним, как бюджет-2016: впереди президентские выборы, а ключевые решения по экономическим реформам так и не приняты. Владимир Путин признался, что трехлетний бюджет — это, возможно, «рановато для сегодняшних условий». Но в конечном итоге было решено вернуться к привычному формату. Это попытка сделать вид, что экономический кризис подходит к концу, а планирование в «новой нормальности» снова становится возможным.


Основная идея проекта — бюджетная консолидация, необходимая, чтобы приспособить государство к существованию в новых условиях. Минфин считает этот процесс критически важным и планирует добиться за трехлетку позитивных сдвигов: доходы за этот период увеличатся почти на 1,4 трлн рублей, расходы сократятся на 220 млрд рублей, а дефицит снизится с нынешних 3,7% до 1,2% ВВП. Беспокойство Минфина можно понять: к 2019 году средства суверенных фондов будут практически исчерпаны, и 90% бюджетного дефицита придется финансировать за счет каких-то иных источников. В частности для этого правительство планирует каждый год занимать через ОФЗ более 1 трлн рублей.

Консолидация стартует уже в следующем году. Доходы бюджета на 2017 год предусмотрены на уровне в 13,5 трлн рублей, расходы — 16,2 трлн. Дефицит — 2,8 трлн рублей, свыше 3% ВВП. Есть некоторые параметры, неизменные на весь прогнозный период: инфляция достигнет «таргета» в 4% годовых, средняя цена на нефть составит $40 за баррель, а западные санкции сняты не будут. Экономика, начав с роста в 0,6% ВВП в 2017 году (это будет первый посткризисный год с положительной динамикой ВВП), должна ускориться до 2,1% к 2019 году.

Доходы бюджета на 2017 год предусмотрены на уровне в 13,5 трлн рублей, расходы — 16,2 трлн. Дефицит — 2,8 трлн рублей, свыше 3% ВВП

Самый существенный фактор сокращения расходной части бюджета в 2017 году — урезание оборонных трат с 3,9 трлн рублей до 2,8 трлн рублей (целых 27%). Но сокращение кажется существенным лишь на фоне дополнительных расходов в размере 800 млрд рублей, которые ВПК получил в этом году для досрочного погашения кредитов. Без учета этих неожиданных дотаций темпы сокращений окажутся заметно скромнее (3-5% в год), а расходы по родственным разделам, например, на «силовиков» (правоохранительная деятельность), по итогам трехлетки даже вырастут. В связи с ростом доли закрытых расходов (приблизительно 1/5) бюджет станет еще более непрозрачным, а значит о «трехлетке эффективных расходов» можно будет забыть.

Один из главных выводов из проекта Минфина заключается в том, что несмотря на программу по консолидации и прочие изменения, к 2019 году структура расходов бюджета в сущности останется прежней: крупнейшими статьями по-прежнему будут национальная оборона (17,9%), национальная безопасность (12,6%) и социальная политика (31,7%), в совокупности формируя 2/3 всех трат федеральной казны.

Между тем объемы финансирования принципиально важных для развития человеческого капитала бюджетных статей, медицины и образования, в отношении к ВВП вернутся к значениям 2006 года (как ранее указывали эксперты ВШЭ, в сумме они составят жалкий 1% ВВП). На 240 млрд рублей в 2019 году сократятся траты на национальную экономику. Эти области, в отличие от обороны и социальной политики, по-прежнему не признаются властями стратегически важными, когда дело доходит до составления федерального бюджета.

Значительных переделов в налоговой политике проект не предполагает — здесь во главу угла поставлен принцип стабильности. «У нас никаких принципиально новых финансовых ресурсов не появилось, просил бы коллег это учитывать», — подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев на одном из бюджетных совещаний в начале октября.

Правительство будет пытаться наращивать свои скудеющие ресурсы за счет приватизации, которая, вероятно, затухнет после операций с нефтяными активами, налогового маневра в энергетической отрасли и ужесточения дивидендной политики госкомпаний. Все остальные вопросы, вроде реформы пенсионной системы и введения нового бюджетного правила, откладываются до следующих межведомственных схваток.

Арнольд Хачатуров

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?