Translate

воскресенье, 22 января 2017 г.

Роботы предъявят свои права

В Европе задумались над разработкой законопроекта, признающего особый юридический статус роботов с искусственным интеллектом. Почему в России назвали инициативу «маразмом», может ли робот-водитель убить своих пассажиров и ожидать ли восстания машин

В январе 2017 года стало известно, что депутаты Европейского парламента планируют рассмотреть законопроект о предоставлении правового статуса «электронных лиц» для роботов.


Это означает, что на ботов могут возложить ответственность за их действия, пишет The Independent.

Автором инициативы является Мади Дельво, представительница социалистов из Люксембурга. Она считает, что в условиях технологического прогресса нынешнее законодательство не является «полным» и Евросоюз обязан установить некие базовые этические нормы, чтобы избежать проблем в дальнейшем.

Законопроект получил одобрение комитета по юридическим вопросам Европарламента и может быть рассмотрен уже в феврале 2017 года.

Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике России Алексей Пушков в своем твиттере назвал эту инициативу «зоной маразма». «В Европарламенте озаботились правами роботов как «электронных лиц». А скоро им дадут больше прав, чем людям», — посетовал сенатор.

Боязнь иностранной оккупации

В резолюции говорится о том, что боты и андроиды становятся все более автономными и поэтому их все труднее считать просто инструментами в руках людей. Но в свою очередь это вызвало потребность в новых юридических нормах, определяющих статус машины, которая может быть частично или полностью ответственна за свои действия.

«В результате нужно как можно скорее решить вопрос о том, должны ли роботы получить правовой статус», — подчеркивается в документе.

Расцвет автоматизации и искусственного интеллекта (ИИ) обратил внимание жителей Земли на несколько важных вопросов — безработицу, вызванную повсеместным внедрением роботов, проблему неравенства, а также социального обеспечения. Законопроект призван дать ответы на эти вопросы и обеспечить законодательную базу хотя бы для «наиболее сложных автономных роботов».

Кроме того, резолюция призывает компании декларировать средства, которые они сэкономили на отсутствии социального обеспечения ввиду замены человеческих работников на железных.

Все «умные» боты, способные действовать самостоятельно, без координации свыше,

должны быть внесены в специальный реестр, а их владельцы и производители будут обязаны приобрести для них страховой полис.

Немецкая промышленная группа VDMA, куда входят крупнейшие производители роботов в Европе, заявила, что пока рано готовить подобную законодательную базу, так как она может помешать развитию инноваций. Патрик Шварцкопф, управляющий директор по робототехнике VDMA, заявил на недавней выставке в Мюнхене, что подобные инициативы можно ввести в ближайшие 50 лет, но не раньше.

Сторонники инициативы Дельво, напротив, считают, что разработку законодательства откладывать нельзя, если страны ЕС не хотят отставать от остального мира. «У США, Китая, Кореи и Японии есть очень амбициозные проекты и планы на этот счет. Если мы не займемся этим прямо сейчас, наш рынок будет оккупирован иностранными роботами», — заявила Дельво.

Моральная дилемма

Согласно резолюции, к 2014 году продажи роботов возросли на 29%, а ежегодное количество поданных патентов в области робототехники за последние десять лет увеличилось втрое.

Изучение возможностей ИИ и нейросетей и их применение стало одним из трендов 2016 года. Впервые искусственному интеллекту удалось обыграть человека в китайскую игру го, Boston Dynamics представил робота-собаку, способного помогать с мытьем посуды, а немецкие исследователи заявили о разработке нервной системы, которая позволит роботам чувствовать боль.

Не за горами повсеместное внедрение автомобилей-беспилотников. И тут как раз остро встает вопрос потенциальной юридической ответственности ИИ за жизнь пассажиров и других участников движения.

Эксперты прогнозируют снижение уровня ДТП на 90% в связи с использованием водителей-роботов. Но эти радужные перспективы пока под большим вопросом из-за моральной дилеммы в обществе.

Существует проект машин-беспилотников, которые запрограммированы таким образом, чтобы любой ценой сократить количество жертв аварии, даже если ради этого придется умышленно убить пассажиров транспортного средства.

Исследование показало, что люди признают правильность такого решения, но вместе с тем участники эксперимента заявляют, что готовы купить только ту машину, которая в первую очередь защищает тех, кто находится внутри.

Кроме того, использование роботов в качестве водителей требует внедрения «моральных алгоритмов», которые нужны для принятия сложных решений на дороге.

«Приемлемо ли, если ИИ избежит столкновения с мотоциклом и врежется в стену, так как шансы выжить у мотоциклиста заведомо невелики? Должен ли искусственный интеллект при этом учитывать возраст участников движения и пешеходов в этой зоне?» — такие вопросы задают исследователи, признавая, что эта технология пока еще требует существенных доработок.

Проблема этических норм и нравственности появляется и в области применения роботов для развлечения и удовольствий, в том числе при использовании так называемых секс-ботов.

На декабрьской лондонской конференции Love and Sex with Robots в 2016 году был поднят такой вопрос: имеет ли право секс-робот отказаться выполнять какие-либо требования человека? Пока ответ лежит на поверхности: так как у него нет легального статуса, то он имеет право голоса примерно в такой же мере, как и любая домашняя бытовая техника.

Но в случае, если законопроект Дельво все-таки будет утвержден, будет ли человек обязан спрашивать мнение робота перед тем, как воспользоваться его услугами или дать задание? Пока это только предстоит выяснить.

Перспективы восстания машин

В процессе обретения роботами все большей самостоятельности нельзя не задуматься о таком распространенном сюжете научной фантастики, как бунт машин и последующая война против людей.

Еще писатель Айзек Азимов писал о том, что робот не может причинить вред человеку, но в 2016 году инженер Александр Ребен создал «жестокую» машину, которая может намеренно уколоть человека иголкой. Свое изобретение Ребен объяснил желанием показать, что человечеству пора задуматься о собственной безопасности, прежде чем роботизировать мир вокруг себя.

Создатель Microsoft Билл Гейтс тоже настроен скептично и признает, что спрогнозировать поведение ботов, достигших суперинтеллекта, довольно сложно.

Тем временем роботы, а точнее — «умные» алгоритмы, входят в повседневную жизнь и заменяют людей на рабочих местах. В 2014 году агентство Associated Press заявило, что ИИ будет заниматься написанием коротких новостей-отчетов о доходах разных компаний, чтобы повысить оперативность написания подобных заметок.

«Яндекс» объявил о создании специального информагентства, в котором материалы будут писаться не журналистами, а специальными ботами. В Китае работает ресторан, где все обслуживание осуществляется с помощью андроидов.

Роботы активно используются и в космической области, где выполняют черновую работу: например, умеют сверлить отверстия дрелью и закручивать гайки.

Но волнение в обществе вызывают боты, которые могут быть использованы в сфере обороны, так называемые роботы-убийцы. Подобные разработки получили название «Автоматическое смертоносное оружие» (англ. Lethal autonomous weapons, или LAWS).

Под это определение подпадают военные роботы, созданные для того, чтобы атаковать объекты и комбатантов без какого-либо участия человеческого оператора.

Кампания против использования роботов-убийц была запущена в 2013 году и призвана обратить внимание ООН на данную проблему. По словам активистов, с помощью современных технологий и расцвета дронов правительства стран могут использовать LAWS для нейтрализации как военного, так и гражданского населения, что абсолютно недопустимо и бесчеловечно.
 «Газета.Ru - Первая полоса»

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?