Не идите, учителя, в бизнес.
Даже если вам говорят о том, что «если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше». Не слушайте таких советов, не надо.
Потому что понятно, если бы вы хотели деньги зарабатывать, то вряд ли бы вообще пошли в педагогический вуз. И что значит «хочется деньги зарабатывать»? Конечно, хочется. А куда без денег? Их пока еще никто не отменял. И, наверное, правильнее было бы сказать, что хочется не «деньги зарабатывать», а «иметь достойную оплату своего труда». И это, согласитесь, естественное желание.
Что в этом такого? Нет, я, конечно, понимаю, что есть и в учительской среде люди, которых не особо волнует размер оплаты труда, которые рассматривают школу как своеобразный «клуб по интересам». Но это тот редкий случай (к примеру, муж зарабатывает более чем достаточно), который никак не меняет общую картину.
Однако в целом отношение к оплате своего труда естественное: хотелось бы побольше. И это нормально. Нормально для тех, для кого зарплата имеет значение.
Но тут ведь вот какая штука. Учителя в подавляющем своем большинстве — бюджетники. Значит, от властей и зависит уровень оплаты их труда. Вот и посмотрим, что там было с обещаниями властей и с их реальным выполнением. В частности, как обстоит дело с реализацией соответствующей целевой установки Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В соответствии с ним средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна была быть доведена до средней зарплаты в соответствующем регионе еще в 2012 году. По итогам 2012 года средняя зарплата учителей достигла или превысила среднюю заработную плату по региону только в 13 из 83 субъектов Российской Федерации. Сегодня по итогам I полугодия 2016 года картина выглядит существенно лучше: только в 15 регионах целевая установка по зарплатам учителям остается невыполненной. Но ведь прошло уже почти четыре года с момента обозначенного срока.
Средняя зарплата учителей в целом по стране, по данным Росстата, составила по итогам I полугодия 2016 года 36 828 рублей (103,1% от общей средней зарплаты). Но даже Росстат вынужден свидетельствовать, что у нас есть целый ряд регионов, где средние зарплаты учителей составляют около 20 тыс. рублей. Антирекорд, кстати, не у Дагестана (20 201 рубль), представитель которого задал вопрос об учительских зарплатах на памятной встрече с премьер-министром, а у Алтайского края (18 813 рублей). Показатель по Москве — 66 274 рубля.
А вообще средние зарплаты не очень-то отражают глубину проблемы. Считать надо так называемые медианные зарплаты (уровень, ниже и выше которого по уровню зарплаты находится по 50% от общего числа работников). Так вот попытка посчитать медианную зарплату учителей в целом по стране по итогам I полугодия 2016 года дала такой результат: около 28 500 рублей в месяц, что существенно меньше пресловутой средней зарплаты.
И все-таки вернусь к средним зарплатам. Как и все средние величины, соответствующие показатели — это лукавые цифры. Да-да, если у кого-то густо, а у другого пусто, то в среднем на брата может приходиться очень даже ничего. Тем не менее уж коли есть такое понятие — средняя заработная плата, будем и его использовать.
Чтобы реально оценивать, много или мало получают наши учителя, надо еще учитывать, в каких условиях или, точнее, следствием чего является отмечаемый сегодня рост средних зарплат. Как известно, в последнее время в школьной среде прошли мощные реорганизации — школы объединяли, и не только друг с другом, но и с детскими садами, и с профессиональными образовательными учреждениями (колледжами) — создавали образовательные комплексы. Я не буду пытаться анализировать все плюсы и минусы этих объединительных процессов. Однако факт есть факт: рост зарплат сопровождался в результате всех этих реорганизаций увеличением нагрузки на учителей. Теперь ведь они стали выполнять и работу, которую раньше завучи вели: составление расписаний, планов и т.п. Плюс написание разного рода отчетов. Плюс время на перемещения между зданиями комплекса, и тут не очень-то потратишь перемену на подготовку к очередному уроку. А ведь надо и учебные пособия с собой носить. И это только небольшая часть того, что стало дополнительной нагрузкой на учителей.
На мой непедагогический взгляд, то увеличение зарплат учителей, которое мы наблюдали в последнее время, совсем не является адекватным тем переменам, которые прошли в сфере образования. К тому же опыт этих преобразований, мягко говоря, неоднозначный.
Причем всегда хочется спросить: а, собственно говоря, ради чего?
И когда после всех этих реорганизаций оказывается, что проблема достойной оплаты труда педагогов остается, тогда, если я правильно понимаю учителей, советы идти в бизнес подзаработать бывают для них очень чувствительными.
Нет, не идите, учителя, в бизнес. Если многие последуют такому совету, то детей учить будет просто некому (во многих областях дефицит педагогических кадров). По данным рекрутингового агентства Superjob, в Москве с начала 2016 года число вакансий в сфере среднего образования выросло на 136%. Вообще складывается такое впечатление, что статистику по учительским вакансиям в стране стали скрывать. Если раньше департаменты образования региональных администраций делали соответствующие цифры публичными, то сегодня это редкость.
Из официальной информации встретилась такая, правда, годовой давности: на начало учебного года (2015–2016 гг.) в российских школах не хватало 4 тыс. учителей. Об этом заявлял бывший министр образования и науки Дмитрий Ливанов. А по информации из многих регионов, дефицит педагогических кадров, как правило, измерялся в каждом из них несколькими сотнями человек. Так что цифры как-то не сходились. В любом случае ясно одно: дефицит педагогов есть — и он растет. Согласитесь, что есть повод задуматься, почему так происходит в условиях фиксируемого роста оплаты труда и большого числа выпускников педагогических вузов.
Почему? Да потому что, вынужден повториться: рост зарплат не является адекватным меняющимся экономическим и профессиональным условиям.
Кстати, вот еще цифры от того же Superjob: на начало сентября 2016 года число вакансий учителей на этом рекрутинговом портале по Москве составило 606, а число резюме — 16 537. Обратите внимание, сколь значительно число резюме. Конечно, это нормально, когда люди хотят найти работу с лучшими условиями труда. Но все-таки…
Есть еще важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при принятии решения о том, надо ли идти в бизнес: он может многих разочаровать.
Во-первых, сам бизнес у нас, при всем уважении к многим-многим предпринимателям, до сих пор не является совсем цивилизованным. Школы, или как там сегодня — образовательные комплексы, — тоже, надо думать, не такие уж идеальные места. Но все-таки, сравнивая те и другие, я бы отдал предпочтение образовательной среде.
Во-вторых, ведение бизнеса в России сегодня — занятие рискованное (для бывшего бюджетника — тем более).
Получается, что «сходить-то» в бизнес можно. Как бы вернуться очень быстро не захотелось.
Кроме того, надо учитывать такое обстоятельство: даже если никакие аргументы не подействовали и причины материального характера все-таки подвигли на уход в бизнес, бывает, что не так-то и просто найти в этом самом бизнесе достойное место. Особенно это касается небольших населенных пунктов. Как говорится, и хотелось бы, да не получается.
И еще одна причина, по которой очень бы не хотелось, чтобы начался массовый исход учителей в бизнес. Именно система образования пока еще дает надежду на то, что мыслящие люди в нашей стране есть и будут. Значит, у такой страны, у нашей страны, пока еще есть шансы стать высокоразвитым во всех отношениях государством. Учителя — это будущее страны, потому что именно от них зависит то, какие поколения будут входить во взрослую жизнь.
Бизнес, экономика страны, наше с вами благополучие зависят в конечном итоге от того, какое образование будут получать наши дети, внуки и т.д. Банальности говорю? А что делать, приходится.
Согласитесь, что за будущее можно и нужно платить достойную зарплату. И не просто платить, а все делать для того, чтобы люди работали в профессии. Так что, дорогие учителя, и вправду не спешите идти в бизнес или в какие-то другие якобы «прекрасные места». Вы нужны нам здесь. Очень нужны.
Игорь Николаев, Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики
Даже если вам говорят о том, что «если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше». Не слушайте таких советов, не надо.
Потому что понятно, если бы вы хотели деньги зарабатывать, то вряд ли бы вообще пошли в педагогический вуз. И что значит «хочется деньги зарабатывать»? Конечно, хочется. А куда без денег? Их пока еще никто не отменял. И, наверное, правильнее было бы сказать, что хочется не «деньги зарабатывать», а «иметь достойную оплату своего труда». И это, согласитесь, естественное желание.
Что в этом такого? Нет, я, конечно, понимаю, что есть и в учительской среде люди, которых не особо волнует размер оплаты труда, которые рассматривают школу как своеобразный «клуб по интересам». Но это тот редкий случай (к примеру, муж зарабатывает более чем достаточно), который никак не меняет общую картину.
Однако в целом отношение к оплате своего труда естественное: хотелось бы побольше. И это нормально. Нормально для тех, для кого зарплата имеет значение.
Но тут ведь вот какая штука. Учителя в подавляющем своем большинстве — бюджетники. Значит, от властей и зависит уровень оплаты их труда. Вот и посмотрим, что там было с обещаниями властей и с их реальным выполнением. В частности, как обстоит дело с реализацией соответствующей целевой установки Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В соответствии с ним средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна была быть доведена до средней зарплаты в соответствующем регионе еще в 2012 году. По итогам 2012 года средняя зарплата учителей достигла или превысила среднюю заработную плату по региону только в 13 из 83 субъектов Российской Федерации. Сегодня по итогам I полугодия 2016 года картина выглядит существенно лучше: только в 15 регионах целевая установка по зарплатам учителям остается невыполненной. Но ведь прошло уже почти четыре года с момента обозначенного срока.
Средняя зарплата учителей в целом по стране, по данным Росстата, составила по итогам I полугодия 2016 года 36 828 рублей (103,1% от общей средней зарплаты). Но даже Росстат вынужден свидетельствовать, что у нас есть целый ряд регионов, где средние зарплаты учителей составляют около 20 тыс. рублей. Антирекорд, кстати, не у Дагестана (20 201 рубль), представитель которого задал вопрос об учительских зарплатах на памятной встрече с премьер-министром, а у Алтайского края (18 813 рублей). Показатель по Москве — 66 274 рубля.
А вообще средние зарплаты не очень-то отражают глубину проблемы. Считать надо так называемые медианные зарплаты (уровень, ниже и выше которого по уровню зарплаты находится по 50% от общего числа работников). Так вот попытка посчитать медианную зарплату учителей в целом по стране по итогам I полугодия 2016 года дала такой результат: около 28 500 рублей в месяц, что существенно меньше пресловутой средней зарплаты.
И все-таки вернусь к средним зарплатам. Как и все средние величины, соответствующие показатели — это лукавые цифры. Да-да, если у кого-то густо, а у другого пусто, то в среднем на брата может приходиться очень даже ничего. Тем не менее уж коли есть такое понятие — средняя заработная плата, будем и его использовать.
Чтобы реально оценивать, много или мало получают наши учителя, надо еще учитывать, в каких условиях или, точнее, следствием чего является отмечаемый сегодня рост средних зарплат. Как известно, в последнее время в школьной среде прошли мощные реорганизации — школы объединяли, и не только друг с другом, но и с детскими садами, и с профессиональными образовательными учреждениями (колледжами) — создавали образовательные комплексы. Я не буду пытаться анализировать все плюсы и минусы этих объединительных процессов. Однако факт есть факт: рост зарплат сопровождался в результате всех этих реорганизаций увеличением нагрузки на учителей. Теперь ведь они стали выполнять и работу, которую раньше завучи вели: составление расписаний, планов и т.п. Плюс написание разного рода отчетов. Плюс время на перемещения между зданиями комплекса, и тут не очень-то потратишь перемену на подготовку к очередному уроку. А ведь надо и учебные пособия с собой носить. И это только небольшая часть того, что стало дополнительной нагрузкой на учителей.
На мой непедагогический взгляд, то увеличение зарплат учителей, которое мы наблюдали в последнее время, совсем не является адекватным тем переменам, которые прошли в сфере образования. К тому же опыт этих преобразований, мягко говоря, неоднозначный.
Причем всегда хочется спросить: а, собственно говоря, ради чего?
И когда после всех этих реорганизаций оказывается, что проблема достойной оплаты труда педагогов остается, тогда, если я правильно понимаю учителей, советы идти в бизнес подзаработать бывают для них очень чувствительными.
Нет, не идите, учителя, в бизнес. Если многие последуют такому совету, то детей учить будет просто некому (во многих областях дефицит педагогических кадров). По данным рекрутингового агентства Superjob, в Москве с начала 2016 года число вакансий в сфере среднего образования выросло на 136%. Вообще складывается такое впечатление, что статистику по учительским вакансиям в стране стали скрывать. Если раньше департаменты образования региональных администраций делали соответствующие цифры публичными, то сегодня это редкость.
Из официальной информации встретилась такая, правда, годовой давности: на начало учебного года (2015–2016 гг.) в российских школах не хватало 4 тыс. учителей. Об этом заявлял бывший министр образования и науки Дмитрий Ливанов. А по информации из многих регионов, дефицит педагогических кадров, как правило, измерялся в каждом из них несколькими сотнями человек. Так что цифры как-то не сходились. В любом случае ясно одно: дефицит педагогов есть — и он растет. Согласитесь, что есть повод задуматься, почему так происходит в условиях фиксируемого роста оплаты труда и большого числа выпускников педагогических вузов.
Почему? Да потому что, вынужден повториться: рост зарплат не является адекватным меняющимся экономическим и профессиональным условиям.
Кстати, вот еще цифры от того же Superjob: на начало сентября 2016 года число вакансий учителей на этом рекрутинговом портале по Москве составило 606, а число резюме — 16 537. Обратите внимание, сколь значительно число резюме. Конечно, это нормально, когда люди хотят найти работу с лучшими условиями труда. Но все-таки…
Есть еще важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при принятии решения о том, надо ли идти в бизнес: он может многих разочаровать.
Во-первых, сам бизнес у нас, при всем уважении к многим-многим предпринимателям, до сих пор не является совсем цивилизованным. Школы, или как там сегодня — образовательные комплексы, — тоже, надо думать, не такие уж идеальные места. Но все-таки, сравнивая те и другие, я бы отдал предпочтение образовательной среде.
Во-вторых, ведение бизнеса в России сегодня — занятие рискованное (для бывшего бюджетника — тем более).
Получается, что «сходить-то» в бизнес можно. Как бы вернуться очень быстро не захотелось.
Кроме того, надо учитывать такое обстоятельство: даже если никакие аргументы не подействовали и причины материального характера все-таки подвигли на уход в бизнес, бывает, что не так-то и просто найти в этом самом бизнесе достойное место. Особенно это касается небольших населенных пунктов. Как говорится, и хотелось бы, да не получается.
И еще одна причина, по которой очень бы не хотелось, чтобы начался массовый исход учителей в бизнес. Именно система образования пока еще дает надежду на то, что мыслящие люди в нашей стране есть и будут. Значит, у такой страны, у нашей страны, пока еще есть шансы стать высокоразвитым во всех отношениях государством. Учителя — это будущее страны, потому что именно от них зависит то, какие поколения будут входить во взрослую жизнь.
Бизнес, экономика страны, наше с вами благополучие зависят в конечном итоге от того, какое образование будут получать наши дети, внуки и т.д. Банальности говорю? А что делать, приходится.
Согласитесь, что за будущее можно и нужно платить достойную зарплату. И не просто платить, а все делать для того, чтобы люди работали в профессии. Так что, дорогие учителя, и вправду не спешите идти в бизнес или в какие-то другие якобы «прекрасные места». Вы нужны нам здесь. Очень нужны.
Игорь Николаев, Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?