Translate

вторник, 20 сентября 2016 г.

За результаты «обижайтесь на себя»

Дума остается четырехпартийной

Дума, скорее всего, останется четырехпартийной. Ни одна из остальных десяти партий, по предварительным данным, не преодолевает пятипроцентный барьер.

По итогам обработки 10% голосов ЕР набирает 45,95%, ЛДПР — 17,40%, КПРФ — 16,77%. «Справедливая Россия» — 6,35%. Остальные партии не набирают и 3%, в том числе «Яблоко» (1,36%) и ПАРНАС (0,68%). Расклад соответствует и данным экзит-полов ФОМ и ВЦИОМ. Согласно их цифрам, ЕР набирает более 40% голосов — 49,4% у ФОМ и 44,7% по ВЦИОМ. В 2011-м ЕР получила 49,3%.


Впрочем, даже если она не превзойдет старый результат, партия власти отыграется за счет одномандатников и получит конституционное большинство.

Глава близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества Константин Костин, опираясь на социологию ФОМ и ВЦИОМ, предсказывает 120 мандатов по списку и 180 с лишним депутатских кресел по одномандатным округам у партии власти. В раскладе по будущим думским креслам политолог Евгений Минченко близок к оценкам Костина и называет те же цифры.

300 кресел, или 2/3 мест, в Думе считается конституционным большинством. Оно необходимо для преодоления президентского вето и внесения изменений в Конституцию России. Последний раз у партии власти было конституционное большинство с 2007 по 2011 год.

Интриги в одномандатных округах

Источник, близкий к Старой площади, в разговоре с «Газетой.Ru» подтвердил, что по Москве в большинстве округов побеждают единороссы. В 200-м округе, в котором их кандидат до выборов не дошел, лидирует коммунист. Олег Митволь, которому предсказывали победу, на самом деле далек от нее.

Не побеждает в 199-м округе и зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин. Похоже, победа достанется его оппоненту от ЕР Петру Толстому.

В Черемушкинском округе оппозицию подвело то, что против единоросса детского врача Дмитрия Морозова выставились сразу два кандидата от оппозиции — Константин Янкаускас и Елена Русакова. Судя по всему, это и предрешило исход кампании в пользу Морозова.

В Алтайском крае не смог вырвать победу у своих политических противников Владимир Рыжков.

Борьба при подсчете голосов обострилась и в Тушинском округе в Москве: у баллотирующегося от «Яблока» Дмитрия Гудкова есть реальные шансы пройти в Думу, поскольку кандидат от «Родины» Игорь Коротченко и представитель КПРФ Сергей Бабурин отобрали голоса у единоросса Геннадия Онищенко. Пока Гудков отстает от Онищенко, но ситуацию могут исправить голоса россиян, проживающих в Вашингтоне (американская столица приписана к Тушинскому округу).

Судя по всему, увидим мы в следующей Думе и Оксану Дмитриеву, баллотирующуюся в Санкт-Петербурге от Партии роста.

Реакции на фальсификации

В течение всего дня голосования в ЦИК поступали жалобы о нарушениях при голосовании.

Глава ЦИК Элла Памфилова на ряд точечных сигналов реагировала оперативно. В середине дня корреспондент «Газеты.Ru» спросил ее про вброс на участке 1958 в Ростове-на-Дону. Памфилова тут же связалась с главой местного избиркома Сергеем Юсовым. С первого раза это не получилось, но примерно через 40 минут он все-таки вышел на связь и доложил, что, посмотрев видео полчаса назад, уже опечатал сомнительную урну, заверив, что на итоги выборов эта ситуация не повлияет.

А вот в Алтайском крае Памфилова не смогла выявить нарушения, заявив, что по присланным ей видеороликам ничего не понятно. То есть там, где нарушение было вопиющим, с ним действительно можно было что-то сделать.

Фактически ЦИК работал в ручном режиме.

«Вот мне сейчас звонят из партии с жалобами. Я знаю: подниму трубку и будет истерика. Но что я могу отсюда сделать? Буду разбираться», — признался в кулуарах комиссии один из членов ЦИК.

КПРФ проиграла ЛДПР

Главным потрясением выборов, безусловно, стало третье место КПРФ.

Согласно первым данным Центризбиркома, оглашенным в 21.00, ЛДПР обходила коммунистов на доли процента — у коммунистов было около 16%, у ЛДПР около 17%. Об этом было известно уже в течение дня из данных экзит-полов: ВЦИОМ на основе опросов на выходе давал ЛДПР 15,3%, а КПРФ — только 14,9%. Тенденцию подтверждали и первые данные об итогах выборов в заксобрания регионов: партия Жириновского обходила коммунистов в Камчатском крае, Еврейской и Чукотской автономных областях, а в Приморье они шли нос к носу с разницей в 0,1%.

Коммунисты протестовали. После девяти вечера в штабе КПРФ журналистам огласили итоги «красных» экзит-полов, согласно которым ЕР набрала 37%, КПРФ — 21%, а ЛДПР — только 17,6%.

«Не позволяйте мерзавцам воровать голоса, сражайтесь как отцы, сражайтесь за каждый голос», — наставлял соратников лидер партии Геннадий Зюганов.

Однако в целом настроение в штабе было подавленным, журналисты уходили оттуда в поисках более интересной информации. КПРФ могла бы попробовать оспорить результаты выборов, однако жестких заявлений сделано не было.

«Третий результат еще не факт, к утру все может поменяться, — сказал «Газете.Ru» источник в ЦК КПРФ. — Мы суммировали около 1 тыс. жалоб в избирательные комиссии, в Московской области, Ростовской области, по каждому факту стоит задача разобраться».

Особые надежды коммунисты возлагают на пример с УИК 3118 в Москве, где результаты были, как отметил собеседник издания в КПРФ, отменены из-за того, что пришедшим голосовать солдатам-срочникам выдали на участке бюллетени и по одномандатному округу, и по муниципальным выборам.

Однако нет оснований говорить о том, что подобным образом удастся «отвоевать» много участков.

В целом неважно, удастся ли КПРФ отбить третье место у ЛДПР: разница в результатах все равно минимальна, она слабо скажется на числе полученных мандатов, зато это нанесет серьезный психологический удар и по Компартии, и по ее сторонникам. КПРФ больше не безусловно вторая партия в политической системе и сливается с остальной парламентской оппозицией.

Третье место КПРФ неизбежно должно обострить внутренние противоречия в партии и поставить под вопрос правильность кадровой политики, проводимой бессменным ее лидером Геннадием Зюгановым. Приведет ли это к смене председателя КПРФ? Источники «Газеты.Ru» утверждают, что лидеру не поставят в вину этот провал.

Сам Жириновский радостно признал, что его партия идет с коммунистами ноздря в ноздрю.

Фактор малых партий

В этом году вместо семи партий в бюллетене граждане увидели 14. Но граждане, проголосовавшие за малые партии, могут быть разочарованы: ни одна из них не подвинет парламентских ветеранов.

Голоса за партии, которые не набрали 5%, распределятся между парламентскими и в основном отойдут «Единой России» (например, если в сумме они наберут 20%, то результаты прошедших барьер будут высчитываться от 80, а не 100%).

Жириновский сравнил партии, набравшие полпроцента, с велосипедистами-грибниками. А парламентские партии — с «КамАЗом», который тащит тонны грузов.

Лидер СР Сергей Миронов отметил, что 15% голосов КПРФ и «Справедливой России» было «съедено» карликовыми партиями, которые набрали менее 3%. «Они, по сути, обманули своих избирателей, они знали, что не пользуются поддержкой, но пошли на выборы, в результате голоса людей, которых они уговорили проголосовать, отошли «Единой России», — заявил политик.

«Мы понимаем, что это результат, полученный в то время, когда против нас работали партии-двойники: «Коммунисты России», Партия пенсионеров и «Родина» в сумме забрали 10% голосов именно у нас, — объясняет провал КПРФ собеседник издания в ЦК партии. — И все они использовали нашу риторику, а прозападные партии получили статпогрешность. Но власть заигралась: в 2007 году явка была около 59%, в 2011-м — под 60%, а сейчас мы выходим на явку около 40%. Большинство избирателей предпочли остаться дома, это показатель доверия к этим выборам».

«Засушенная» явка

Выступая в штабе единороссов вечером в воскресенье, Владимир Путин заявил, что явка на выборах-2016 «не самая большая, но высокая», а результат «Единой России» хороший.

«Действительно, люди проявили гражданскую позицию. Она заключается и в явке, она не самая большая из того, что мы видели в предыдущие избирательные кампании, но она высокая. И для «Единой России», конечно, важен результат так же, как и для любой партии, результат хороший», — отметил он.

Политолог Аббас Галлямов говорит, что столь слабые результаты оппозиции объясняются в том числе «засушенной» властью явкой. По его мнению, прооппозиционный электорат в мегаполисах на участки не пришел, а власть мобилизовала своих сторонников.

Практика выборов показывает, что низкая явка в России коррелирует с высокими результатами ЕР, а повышение явки означает, что на участки приходит протестно настроенный электорат.

Между тем в ЕР считают, что ответственность за провал явки лежит на оппозиции. «Это цена 19 освобожденных округов, — сказал «Газете.Ru» источник в штабе партии. — В 19 округах мы не выдвигали кандидатов, и там задача мобилизации лежала на оппозиции, которой отдали эти округа. Они с этой задачей не справились, избиратели ЕР просто остались дома». Правильность этого подхода еще предстоит проанализировать.

Сама Памфилова назвала проголосовавших «истинными гражданами», а оставшимся на диване россиянам предложила «обижаться на себя».

Слабая кампания

Ранее движение «Голос» признало в своем докладе,
что избирательная кампания 2016 года была самой вялой и апатичной за последние десять лет. И при этом «не оставившей заметного информационного следа».

Политолог Евгений Минченко говорит, что технологически кампания была очень слабой: «И единороссы-то не блистали, а оппозиционные кандидаты и вовсе им противопоставить ничего не смогли».

По его словам, были и личностные ошибки. В частности, говоря о Владимире Рыжкове, эксперт считает, что его стратегической ошибкой было то, что он отказался от мандата в Барнаульскую думу в 2012 году. Кроме того, большую часть оппозиционных кандидатов подвело то, что они просто поделили свой электорат: «Оппозиционное поле-то одно. Получается, что они разорвали его между собой».

Что касается работы ЦИК, он считает, что по сравнению с временами Владимира Чурова положительные изменения налицо.

«Газета.Ru - Первая полоса»

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Какие новости для Вас актуальны ?