Росстат обнародовал итоги внешнеторговой деятельности страны за год. Налицо любопытный парадокс: традиционные статьи нашего экспорта — нефть, газ, металлы, минеральные удобрения, древесина — показали минус. Зато продовольственные товары и сельхозсырье продемонстрировали рост аж на 5,2%! И на весьма серьезную сумму — более 17 млрд долларов. Получается, что Россия больше не сырьевой придаток, а делает серьезную заявку на то, чтобы стать в будущем «матерью-кормилицей» для всего окружающего мира. Причем, как выясняется, на фоне продовольственного эмбарго наша страна экспортирует не только традиционную пшеницу, но и арбузы, и шоколад с пастилой, и гречку с горохом. Впрочем, у каждого продукта своя экспортная история.
Непредсказуемая крупа
Не первый год гречка удерживает статус самой непредсказуемой крупы на российском рынке. Вспомним хронологию недавних событий. Весь 2014 год гречка дешевела, что неудивительно: на всю страну ее необходимо в год 550 тысяч тонн. На осень 2014 года было намолочено уже 700 тысяч (плюс остатки от 2013‑го). Более чем достаточно! Однако в ноябре в Сети появились вбросы о погибшем урожае на Алтае, грядущем дефиците и подорожании гречки. От этих новостей дрогнули сначала регионы, а потом и Москва. Буквально в один день полки с крупой в магазинах оказались пустыми, ушла в историю и прежняя цена: около 30 рублей за самую дешевую крупу и 50 — за элитную ядрицу. «Гречневая лихорадка» охватила всю Россию.
В результате, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), средние оптовые цены за год взлетели в 2,5 раза. Удорожание гречки продолжилось и в 2016‑м, достигнув своего апогея к августу. Тогда Росстат зафиксировал рост розничных цен на крупу с начала года более чем на 30%.
Новой волны подорожания чуть было не случилось и прошлой осенью. По словам Ирины Глазуновой, заместителя генерального директора ИКАР, крайне неравномерное распределение посевных площадей по регионам России (53% в этом сезоне приходится на Алтай) привело к тому, что переработчики начали проявлять активный спрос на алтайскую гречку, что позволило ее держателям повышать цены.
Но с декабря и по настоящее время гречка дешевеет. Уже сейчас у алтайских производителей она стоит 31–32 рубля за 1 кг против 68 руб. в августе 2016 года. Причем снижение началось не с сырья, а с крупы. Как объясняет эксперт, из-за ослабления спроса: многие покупатели оказались не готовы приобретать ее по возросшей цене. Да и предложений на рынке стало больше.
Между тем стабильно растущие в прошлые годы цены на внутреннем рынке привели к подорожанию крупы, предназначенной для экспорта, и, соответственно, он в прошлом году упал до 39,6 тыс. тонн (с 68,2 тыс. тонн в 2014‑м). По прогнозам ИКАР, не исключено, что теперь на фоне дешевеющей крупы объемы вывоза в 2017 году могут возрасти, даже несмотря на крепкий рубль. А если говорить о более дальней перспективе, то в сельхозсезон‑2017/2018 рынок гречневой крупы должен войти со значительными запасами, а посему нового всплеска цен не ожидается. Впрочем, стопроцентной гарантии не даст никто, ведь эта крупа у нас «вся такая внезапная».
Рис — антипод гречки
Если гречка то дорожает, то дешевеет, то рис радует стабильно низкими ценами. К примеру, в столице 900 г круглозерной крупы можно купить за 31 рубль. Средние оптовые цены на рис (с НДС) сейчас находятся фактически на уровне сентября 2014 года. Но что потребителю в радость, производителю в тягость. Ведь инвестиции в производство были сделаны раньше, при более слабом рубле. Сейчас рисовый оптовый рынок постепенно перенастраивается на нынешний курс национальной валюты, что, по идее, на магазинных ценниках отразиться не должно.
Главная причина рисовой дешевизны — возросшая насыщенность рынка отечественным продуктом прежде всего за счет увеличения внутреннего производства. Раз в стране с рисом все в порядке, значит, можно им поделиться с другими. География экспорта риса меняется ежегодно, но при этом крупнейшим потребителем традиционно выступает Турция. За ней идут страны бывшего СССР и Монголия. Как отмечает Ирина Глазунова, в прошлом году заметно нарастила ввоз российского риса Бельгия, которая закупает преимущественно дробленую крупу для промышленной переработки. Всего же за прошлый год из России было вывезено 211 тыс. тонн риса (крупы и сырца).
«Картопля» для Незалежной
Но как бы бодро ни выглядели статистические данные по экспорту крупы, они далеко отстают от поставок плодоовощной продукции. Их объемы в прошлом году составили около 1,5 млн тонн. Становится ясно, что введение антироссийских санкций из «худа» переросло в «добро» для нашего сельского хозяйства. Производство овощей растет — не без господдержки, конечно. Об этом свидетельствует и Росстат. За год (с февраля 2016‑го по февраль 2017 года) импорт свежего картофеля и капусты сократился почти наполовину, чеснока — на 40%, томатов — почти на 30%, огурцов — более чем на 20%.
Зато экспорт не стоит на месте. По словам Кирилла Лашина, главного аналитика Национального плодоовощного союза, поставки плодов и овощей из России в прошлом году выросли более чем в два раза (по сравнению с 2013‑м). И перспективы самые радужные: в 2017 году экспорт этой продукции должен увеличиться еще на 10–15%.
Более половины нашего овощного экспорта приходится на горох. Главным импортером выступает Турция, доля ее участия — 53%. В Индию уходит 12%, в Латвию 8%. И еще одна наша зернобобовая культура — нут — пользуется особой популярностью в Турции. Недаром же ее называют турецким горохом. В эту страну отправляется более половины экспортных поставок. Индия забирает себе 17%.
С гороховой спецификой восточной кухни все ясно. Однако в другую статистику, приведенную Кириллом Лашиным, поначалу даже не верилось. Оказывается, Россия экспортирует еще и свежий картофель. И куда! Около 60% уходит на Украину, а остальное — в Азербайджан. Более 40% экспорта репчатого лука также идет на Украину.
Можно предположить, что это поставки в ДНР и ЛНР. Но что-то конкретное трудно сказать, так как после пересечения российско-украинской границы за передвижением нашей сельхозпродукции уже не проследишь.
Щедро кормит Россия своих соседей и арбузами. Около половины их поставок опять-таки приходится на Украину, а на Литву вместе с Латвией — 37%. А вот китайцы любят полакомиться сибирскими кедровыми орешками, поэтому почти весь этот экспорт уезжает к ним.
Десерт по-китайски
Распробовали китайцы и российские сладости: от шоколада до рулетов. Еще полтора года назад КНР не входила даже в десятку наших импортеров, а сейчас по покупке шоколадных изделий занимает второе место (после Казахстана) и третье — по мучной кондитерке (вслед за Казахстаном и Беларусью). Оттеснив тем самым с призовых мест Киргизию и Таджикистан.
По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), экспорт сладостей из России в 2016 году вырос в стоимостном выражении почти на 8%. Было вывезено 406,4 тыс. тонн кондитерских изделий на сумму около 900 млн долларов.
В будущее кондитеры смотрят с оптимизмом и ожидают дальнейшего роста экспортных продаж в текущем году. Прежде всего за счет Китая, а также расширения ассортимента в сторону более дорогого — шоколадных изделий. И крепкий рубль им не помеха. Как подчеркивает Елизавета Никитина, исполнительный директор ЦИКР, курс нацвалюты — это медаль с обеими сторонами: «С одной стороны, влияет на себестоимость — позволяет закупать сырье дешевле. А с другой — на стоимость готовой продукции на внешних рынках. Главное — найти баланс. К тому же там, где есть масштабные поставки, там есть и возможности по снижению цены за счет объемов».
Горький сахар
А вот экспортерам отечественного сахара мешает все: и крепкий рубль, и нехватка масштаба. В прошлом году поставки сахара за рубеж имели место. Но достаточно в скромных объемах — 8 тыс. тонн. Зато на этот год у Минсельхоза планы поистине наполеоновские: Россия собирается нарастить сахарный экспорт в 25 раз — до 200 тыс. тонн. За счет чего же может быть достигнут такой прорыв? «Не весь этот сахар идеален и быстро найдет своего покупателя, учитывая, что цены на сырье особенно не растут. Сейчас цены на сахар на мировом рынке равны тем, которые были в июле прошлого года. Чтобы заработать на таком вялом рынке, нужно предлагать космические объемы или фантастическую цену. У нас нет возможности тягаться объемами. То, что предполагается продать на экспорт, поставит Россию в рейтинг мировых экспортеров ближе к концу девятого десятка», — прояснила для «МК» ситуацию Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари».
Как утверждает эксперт, еще пару лет назад, на фоне резкого падения рубля к доллару, российские экспортеры сахара смотрелись на мировом рынке крайне выгодно из-за возможности демпинговать. Сейчас в силу укрепления нацвалюты ситуация в корне иная. И быть столь же гибкими в вопросе ценообразования у наших поставщиков «сладкого» уже не получится. Таким образом, Россия вряд ли сможет претендовать на мировой интерес к своему рекордному предложению.
Напомним, что «сахарным королем» сейчас является Бразилия, на нее приходится около трети всех мировых продаж. В пятерку лидеров входит также Таиланд, Франция, Мексика и Индия.
Немного тревожит информация «Альпари» о том, что для крупных отечественных компаний переключение на внутренний рынок как минимум неинтересно из-за слабого спроса и низкой покупательской активности. По причине хорошего урожая в прошлом году даже импорт сахара в Россию сократился примерно наполовину, предложение внутри страны более чем насыщено.
В связи с этим возникает опасение: не приведет ли все происходящее к сокращению посевных площадей под сахарную свеклу, чтобы поднять внутренние цены? Тогда производители этого стратегического продукта наконец смогут «словить» свою сладкую маржу. Ну а потребитель будет в который раз смиренно переплачивать. Не за гречку, так за рафинад.
Елена Пылаева
Непредсказуемая крупа
Не первый год гречка удерживает статус самой непредсказуемой крупы на российском рынке. Вспомним хронологию недавних событий. Весь 2014 год гречка дешевела, что неудивительно: на всю страну ее необходимо в год 550 тысяч тонн. На осень 2014 года было намолочено уже 700 тысяч (плюс остатки от 2013‑го). Более чем достаточно! Однако в ноябре в Сети появились вбросы о погибшем урожае на Алтае, грядущем дефиците и подорожании гречки. От этих новостей дрогнули сначала регионы, а потом и Москва. Буквально в один день полки с крупой в магазинах оказались пустыми, ушла в историю и прежняя цена: около 30 рублей за самую дешевую крупу и 50 — за элитную ядрицу. «Гречневая лихорадка» охватила всю Россию.
В результате, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), средние оптовые цены за год взлетели в 2,5 раза. Удорожание гречки продолжилось и в 2016‑м, достигнув своего апогея к августу. Тогда Росстат зафиксировал рост розничных цен на крупу с начала года более чем на 30%.
Новой волны подорожания чуть было не случилось и прошлой осенью. По словам Ирины Глазуновой, заместителя генерального директора ИКАР, крайне неравномерное распределение посевных площадей по регионам России (53% в этом сезоне приходится на Алтай) привело к тому, что переработчики начали проявлять активный спрос на алтайскую гречку, что позволило ее держателям повышать цены.
Но с декабря и по настоящее время гречка дешевеет. Уже сейчас у алтайских производителей она стоит 31–32 рубля за 1 кг против 68 руб. в августе 2016 года. Причем снижение началось не с сырья, а с крупы. Как объясняет эксперт, из-за ослабления спроса: многие покупатели оказались не готовы приобретать ее по возросшей цене. Да и предложений на рынке стало больше.
Между тем стабильно растущие в прошлые годы цены на внутреннем рынке привели к подорожанию крупы, предназначенной для экспорта, и, соответственно, он в прошлом году упал до 39,6 тыс. тонн (с 68,2 тыс. тонн в 2014‑м). По прогнозам ИКАР, не исключено, что теперь на фоне дешевеющей крупы объемы вывоза в 2017 году могут возрасти, даже несмотря на крепкий рубль. А если говорить о более дальней перспективе, то в сельхозсезон‑2017/2018 рынок гречневой крупы должен войти со значительными запасами, а посему нового всплеска цен не ожидается. Впрочем, стопроцентной гарантии не даст никто, ведь эта крупа у нас «вся такая внезапная».
Рис — антипод гречки
Если гречка то дорожает, то дешевеет, то рис радует стабильно низкими ценами. К примеру, в столице 900 г круглозерной крупы можно купить за 31 рубль. Средние оптовые цены на рис (с НДС) сейчас находятся фактически на уровне сентября 2014 года. Но что потребителю в радость, производителю в тягость. Ведь инвестиции в производство были сделаны раньше, при более слабом рубле. Сейчас рисовый оптовый рынок постепенно перенастраивается на нынешний курс национальной валюты, что, по идее, на магазинных ценниках отразиться не должно.
Главная причина рисовой дешевизны — возросшая насыщенность рынка отечественным продуктом прежде всего за счет увеличения внутреннего производства. Раз в стране с рисом все в порядке, значит, можно им поделиться с другими. География экспорта риса меняется ежегодно, но при этом крупнейшим потребителем традиционно выступает Турция. За ней идут страны бывшего СССР и Монголия. Как отмечает Ирина Глазунова, в прошлом году заметно нарастила ввоз российского риса Бельгия, которая закупает преимущественно дробленую крупу для промышленной переработки. Всего же за прошлый год из России было вывезено 211 тыс. тонн риса (крупы и сырца).
«Картопля» для Незалежной
Но как бы бодро ни выглядели статистические данные по экспорту крупы, они далеко отстают от поставок плодоовощной продукции. Их объемы в прошлом году составили около 1,5 млн тонн. Становится ясно, что введение антироссийских санкций из «худа» переросло в «добро» для нашего сельского хозяйства. Производство овощей растет — не без господдержки, конечно. Об этом свидетельствует и Росстат. За год (с февраля 2016‑го по февраль 2017 года) импорт свежего картофеля и капусты сократился почти наполовину, чеснока — на 40%, томатов — почти на 30%, огурцов — более чем на 20%.
Зато экспорт не стоит на месте. По словам Кирилла Лашина, главного аналитика Национального плодоовощного союза, поставки плодов и овощей из России в прошлом году выросли более чем в два раза (по сравнению с 2013‑м). И перспективы самые радужные: в 2017 году экспорт этой продукции должен увеличиться еще на 10–15%.
Более половины нашего овощного экспорта приходится на горох. Главным импортером выступает Турция, доля ее участия — 53%. В Индию уходит 12%, в Латвию 8%. И еще одна наша зернобобовая культура — нут — пользуется особой популярностью в Турции. Недаром же ее называют турецким горохом. В эту страну отправляется более половины экспортных поставок. Индия забирает себе 17%.
С гороховой спецификой восточной кухни все ясно. Однако в другую статистику, приведенную Кириллом Лашиным, поначалу даже не верилось. Оказывается, Россия экспортирует еще и свежий картофель. И куда! Около 60% уходит на Украину, а остальное — в Азербайджан. Более 40% экспорта репчатого лука также идет на Украину.
Можно предположить, что это поставки в ДНР и ЛНР. Но что-то конкретное трудно сказать, так как после пересечения российско-украинской границы за передвижением нашей сельхозпродукции уже не проследишь.
Щедро кормит Россия своих соседей и арбузами. Около половины их поставок опять-таки приходится на Украину, а на Литву вместе с Латвией — 37%. А вот китайцы любят полакомиться сибирскими кедровыми орешками, поэтому почти весь этот экспорт уезжает к ним.
Десерт по-китайски
Распробовали китайцы и российские сладости: от шоколада до рулетов. Еще полтора года назад КНР не входила даже в десятку наших импортеров, а сейчас по покупке шоколадных изделий занимает второе место (после Казахстана) и третье — по мучной кондитерке (вслед за Казахстаном и Беларусью). Оттеснив тем самым с призовых мест Киргизию и Таджикистан.
По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР), экспорт сладостей из России в 2016 году вырос в стоимостном выражении почти на 8%. Было вывезено 406,4 тыс. тонн кондитерских изделий на сумму около 900 млн долларов.
В будущее кондитеры смотрят с оптимизмом и ожидают дальнейшего роста экспортных продаж в текущем году. Прежде всего за счет Китая, а также расширения ассортимента в сторону более дорогого — шоколадных изделий. И крепкий рубль им не помеха. Как подчеркивает Елизавета Никитина, исполнительный директор ЦИКР, курс нацвалюты — это медаль с обеими сторонами: «С одной стороны, влияет на себестоимость — позволяет закупать сырье дешевле. А с другой — на стоимость готовой продукции на внешних рынках. Главное — найти баланс. К тому же там, где есть масштабные поставки, там есть и возможности по снижению цены за счет объемов».
Горький сахар
А вот экспортерам отечественного сахара мешает все: и крепкий рубль, и нехватка масштаба. В прошлом году поставки сахара за рубеж имели место. Но достаточно в скромных объемах — 8 тыс. тонн. Зато на этот год у Минсельхоза планы поистине наполеоновские: Россия собирается нарастить сахарный экспорт в 25 раз — до 200 тыс. тонн. За счет чего же может быть достигнут такой прорыв? «Не весь этот сахар идеален и быстро найдет своего покупателя, учитывая, что цены на сырье особенно не растут. Сейчас цены на сахар на мировом рынке равны тем, которые были в июле прошлого года. Чтобы заработать на таком вялом рынке, нужно предлагать космические объемы или фантастическую цену. У нас нет возможности тягаться объемами. То, что предполагается продать на экспорт, поставит Россию в рейтинг мировых экспортеров ближе к концу девятого десятка», — прояснила для «МК» ситуацию Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари».
Как утверждает эксперт, еще пару лет назад, на фоне резкого падения рубля к доллару, российские экспортеры сахара смотрелись на мировом рынке крайне выгодно из-за возможности демпинговать. Сейчас в силу укрепления нацвалюты ситуация в корне иная. И быть столь же гибкими в вопросе ценообразования у наших поставщиков «сладкого» уже не получится. Таким образом, Россия вряд ли сможет претендовать на мировой интерес к своему рекордному предложению.
Напомним, что «сахарным королем» сейчас является Бразилия, на нее приходится около трети всех мировых продаж. В пятерку лидеров входит также Таиланд, Франция, Мексика и Индия.
Немного тревожит информация «Альпари» о том, что для крупных отечественных компаний переключение на внутренний рынок как минимум неинтересно из-за слабого спроса и низкой покупательской активности. По причине хорошего урожая в прошлом году даже импорт сахара в Россию сократился примерно наполовину, предложение внутри страны более чем насыщено.
В связи с этим возникает опасение: не приведет ли все происходящее к сокращению посевных площадей под сахарную свеклу, чтобы поднять внутренние цены? Тогда производители этого стратегического продукта наконец смогут «словить» свою сладкую маржу. Ну а потребитель будет в который раз смиренно переплачивать. Не за гречку, так за рафинад.
Елена Пылаева
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?