В Международный день пропавших детей представитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт» Ксения Кнорре рассказывает о том, как подготовить своего ребёнка к возможным экстремальным ситуациям и не потерять его в толпе или транспорте.
Каждый год в России пропадают тысячи детей. Подобные вещи происходят где угодно и с кем угодно. Ни одна семья не может быть уверена в том, что эта беда обойдёт её стороной. Но у каждого родителя есть возможность объяснить своему ребёнку, как действовать в экстремальной ситуации, а это может спасти ему жизнь и помочь вернуться домой. Представитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт» Ксения Кнорре рассказала, каким элементарным правилам безопасности нужно научить своё чадо, даже если ему ещё совсем мало лет.
Предупреждён — значит, вооружён.
Оксана Морозова, АиФ.ru: Ксения, нужно ли проигрывать экстремальные ситуации с ребёнком заранее, чтобы отработать некий алгоритм действий?
Ксения Кнорре: Да, такая методика помогает ребёнку запомнить правильные действия в этих ситуациях, поэтому делать это нужно как можно чаще и раньше. Даже самый маленький ребёнок, который уже ходит сам, должен знать, что, если он потерялся, ему надо стоять на месте и ни с кем не уходить. А также то, что за помощью можно обратиться к человеку с ребёнком или полицейскому. С малышами (3-5 лет) можно проигрывать эти ситуации на их игрушках. Например, мишка пошёл в магазин с мамой и потерялся, что ему делать? С детьми постарше — повторять алгоритм, «экзаменовать», проверять, помнят ли они телефоны родителей. Всё это можно делать в игровой форме: например, просить детей набрать ваш номер с городского телефона, предложить им научить бабушку правилам безопасности и так далее. Инструкторы профилактики «Лиза Алерт» рекомендуют повторять подобные вещи не реже одного раза в месяц. Главное, не пугать ребенка, а проигрывать алгоритм, точно так же, как вы время от времени повторяете ему, что при переходе улицы надо сначала смотреть налево, потом направо, что начинать переходить на жёлтый свет нельзя и так далее.
— Какие номера обязательно должны быть записаны в телефонной книге ребёнка?
— Номера мамы, папы или замещающего их человека, номера других близких людей (бабушка, дедушка, няня), телефон учителя (если есть такая возможность) и, конечно, номер 112. Ребёнок должен знать, что это за телефон и в каких случаях следует по нему звонить: если ты потерялся, если ты один на улице, и тебя что-то пугает, если что-то случилось. Объясните, как звонить по 112. К сожалению, в экстремальной ситуации даже взрослый не всегда может вспомнить свой адрес или, если происшествие случилось на улице, назвать место, где он находится. Важно, чтобы ребёнок мог сказать своё имя и фамилию, как зовут родителей, какие у них номера телефонов, назвать домашний адрес.
Каждый год в России пропадают тысячи детей. Подобные вещи происходят где угодно и с кем угодно. Ни одна семья не может быть уверена в том, что эта беда обойдёт её стороной. Но у каждого родителя есть возможность объяснить своему ребёнку, как действовать в экстремальной ситуации, а это может спасти ему жизнь и помочь вернуться домой. Представитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт» Ксения Кнорре рассказала, каким элементарным правилам безопасности нужно научить своё чадо, даже если ему ещё совсем мало лет.
Предупреждён — значит, вооружён.
Оксана Морозова, АиФ.ru: Ксения, нужно ли проигрывать экстремальные ситуации с ребёнком заранее, чтобы отработать некий алгоритм действий?
Ксения Кнорре: Да, такая методика помогает ребёнку запомнить правильные действия в этих ситуациях, поэтому делать это нужно как можно чаще и раньше. Даже самый маленький ребёнок, который уже ходит сам, должен знать, что, если он потерялся, ему надо стоять на месте и ни с кем не уходить. А также то, что за помощью можно обратиться к человеку с ребёнком или полицейскому. С малышами (3-5 лет) можно проигрывать эти ситуации на их игрушках. Например, мишка пошёл в магазин с мамой и потерялся, что ему делать? С детьми постарше — повторять алгоритм, «экзаменовать», проверять, помнят ли они телефоны родителей. Всё это можно делать в игровой форме: например, просить детей набрать ваш номер с городского телефона, предложить им научить бабушку правилам безопасности и так далее. Инструкторы профилактики «Лиза Алерт» рекомендуют повторять подобные вещи не реже одного раза в месяц. Главное, не пугать ребенка, а проигрывать алгоритм, точно так же, как вы время от времени повторяете ему, что при переходе улицы надо сначала смотреть налево, потом направо, что начинать переходить на жёлтый свет нельзя и так далее.
— Какие номера обязательно должны быть записаны в телефонной книге ребёнка?
— Номера мамы, папы или замещающего их человека, номера других близких людей (бабушка, дедушка, няня), телефон учителя (если есть такая возможность) и, конечно, номер 112. Ребёнок должен знать, что это за телефон и в каких случаях следует по нему звонить: если ты потерялся, если ты один на улице, и тебя что-то пугает, если что-то случилось. Объясните, как звонить по 112. К сожалению, в экстремальной ситуации даже взрослый не всегда может вспомнить свой адрес или, если происшествие случилось на улице, назвать место, где он находится. Важно, чтобы ребёнок мог сказать своё имя и фамилию, как зовут родителей, какие у них номера телефонов, назвать домашний адрес.
Каждый год в России пропадают тысячи детей. Подобные вещи происходят где угодно и с кем угодно. Ни одна семья не может быть уверена в том, что эта беда обойдёт её стороной. Но у каждого родителя есть возможность объяснить своему ребёнку, как действовать в экстремальной ситуации, а это может спасти ему жизнь и помочь вернуться домой. Представитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт» Ксения Кнорре рассказала, каким элементарным правилам безопасности нужно научить своё чадо, даже если ему ещё совсем мало лет.
Что делать и куда обращаться, если пропал ребёнок?
Предупреждён — значит, вооружён
Оксана Морозова, АиФ.ru: Ксения, нужно ли проигрывать экстремальные ситуации с ребёнком заранее, чтобы отработать некий алгоритм действий?
Ксения Кнорре: Да, такая методика помогает ребёнку запомнить правильные действия в этих ситуациях, поэтому делать это нужно как можно чаще и раньше. Даже самый маленький ребёнок, который уже ходит сам, должен знать, что, если он потерялся, ему надо стоять на месте и ни с кем не уходить. А также то, что за помощью можно обратиться к человеку с ребёнком или полицейскому. С малышами (3-5 лет) можно проигрывать эти ситуации на их игрушках. Например, мишка пошёл в магазин с мамой и потерялся, что ему делать? С детьми постарше — повторять алгоритм, «экзаменовать», проверять, помнят ли они телефоны родителей. Всё это можно делать в игровой форме: например, просить детей набрать ваш номер с городского телефона, предложить им научить бабушку правилам безопасности и так далее. Инструкторы профилактики «Лиза Алерт» рекомендуют повторять подобные вещи не реже одного раза в месяц. Главное, не пугать ребенка, а проигрывать алгоритм, точно так же, как вы время от времени повторяете ему, что при переходе улицы надо сначала смотреть налево, потом направо, что начинать переходить на жёлтый свет нельзя и так далее.
— Какие номера обязательно должны быть записаны в телефонной книге ребёнка?
— Номера мамы, папы или замещающего их человека, номера других близких людей (бабушка, дедушка, няня), телефон учителя (если есть такая возможность) и, конечно, номер 112. Ребёнок должен знать, что это за телефон и в каких случаях следует по нему звонить: если ты потерялся, если ты один на улице, и тебя что-то пугает, если что-то случилось. Объясните, как звонить по 112. К сожалению, в экстремальной ситуации даже взрослый не всегда может вспомнить свой адрес или, если происшествие случилось на улице, назвать место, где он находится. Важно, чтобы ребёнок мог сказать своё имя и фамилию, как зовут родителей, какие у них номера телефонов, назвать домашний адрес.
Что нужно знать о безопасности: памятка ребенку. ИнфографикаПодробнее
— Как обеспечить ребёнку максимальную безопасность на улице?
— Пройдите с ним его основные маршруты и покажите, где можно ходить, а где нет, объясните, почему. Дайте ему понять, что это очень серьёзные вещи, и что вы будете жёстко реагировать на нарушение этих правил. Как при выборе между регулируемым и нерегулируемым переходом ребёнок должен выбирать тот, который со светофором, так и из двух дорог ребёнок должен выбирать более безопасную, даже если она длиннее.
У всех операторов большой тройки есть функция, позволяющая отслеживать перемещение вашего чада с телефоном. Кстати, телефон должен быть зарегистрирован на вас: в противном случае, если понадобится искать ребёнка, вам придётся ждать решения суда, чтобы получить распечатки его звонков. Ещё один гаджет для обеспечения безопасности — часы с трекером. Их много разных видов, и, к сожалению, мы, «Лиза Алерт», протестировав достаточно большое их количество, так и не смогли найти такие, которые бы бесперебойно и точно работали, однако наличие часов всегда лучше, чем их отсутствие. Кроме того, что вы можете на своём телефоне с помощью этих часов отслеживать перемещения ребёнка, вы ещё можете ему на них позвонить, и он гарантированно услышит этот звонок.
— Какие правила перемещения по городу в одиночку необходимо донести до ребёнка?
— Ребенок должен ходить по городу в яркой, заметной одежде. Если есть выбор, перемещаться вместе с кем-то. Ходить только по освещённым и людным местам: никаких коротких дорог через гаражи, стройки, заброшенные дома, по тёмным уголкам парков. У него всегда должен быть с собой заряженный телефон со включённым звуком. Ребёнку надо уметь реагировать на просьбы и предложения незнакомых людей, и он не должен стесняться обращаться за помощью при необходимости, а также громко кричать, если кто-то пытается проявить к нему агрессию или куда-то потащить. Необходимо, чтобы родители знали, когда и откуда ребёнок вышел, и во сколько он должен быть там, куда он идёт. Объясните ему, что если знакомый, но не близкий человек предлагает подвезти или зовёт с собой (в том числе ссылаясь на родителей), он должен позвонить маме с папой и выяснить, можно ли это сделать.
— Чему стоит научить ребёнка, если он совсем маленький?
— Во-первых, если он потерялся, оставаться на месте. Во-вторых, если он уехал случайно в транспорте, выйти на следующей остановке и оставаться на месте. В-третьих, не стесняться просить помощи у женщины с ребёнком, человека, который работает в том месте, где он потерялся, и у полицейского, не бояться полиции. В-четвёртых, громко звать маму и папу, если он потерялся. В-пятых, никогда и ни при каких обстоятельствах не подходить без взрослых к воде. В-шестых, никогда не выходить на лёд. В-седьмых, выучить ваши номера телефонов и свой адрес. В-восьмых, никуда и никогда не уходить с чужим взрослым, даже если он обещает отвести или отвезти его домой или к маме и папе. Скажите ребёнку, чтобы он не боялся, если потеряется, это может случиться с каждым, и просто спокойно вас ждал.
— Похитители часто используют разные уловки: «помоги мне найти котёнка», «пойдём ко мне, у меня дома много конфет и игрушек» и т. д. О каких из них обязательно нужно рассказать ребёнку, чтобы он был предупреждён?
— Ребёнка нужно научить простому правилу, которое охватывает всё многообразие ситуаций, поскольку перечислить все их мы заведомо не можем. Он должен знать следующее: взрослый человек решает свои проблемы с помощью другого взрослого человека и не обращается за помощью к чужому ребёнку. Однако важно понимать разницу между потенциально опасными ситуациями и теми, когда ребёнок действительно может быть полезен. Опасные — те, когда он по просьбе чужого человека должен отклониться от своего маршрута, пойти в незнакомое место (в подъезд, на стройку, за гаражи), залезть в чужую машину, вступить в длительный контакт с незнакомыми людьми. Безопасные — те, в которых он действительно может оказать помощь, не уклоняясь от своего маршрута: донести по дороге бабушке до подъезда тяжёлую сумку (но в подъезд не заходить!), помочь ей подняться в автобус. Он не может и не должен помогать решать взрослые проблемы, даже если они настоящие, а не выдуманные: кого-то найти, помочь кого-то поднять или перенести, занести кому-то что-то тяжёлое в чужой подъезд, пойти в соседний двор вытолкнуть чужую машину и так далее. Ещё одно уличное правило: никогда,никуда, ни с кем. Объясните ребёнку, что он ничего не должен незнакомым людям, что никто из чужих людей не может и не должен давать ему никаких указаний. У ребёнка должен быть комфортный для него вариант реакции на просьбы и предложения незнакомцев, обсудите это с ним. Далеко не каждый даже взрослый человек может сказать на обращённую к нему просьбу: «Извините, нет». Помогите ребёнку найти свой ответ: «Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомцами», «Извините, я спешу», «Простите, не могу».
Яркая одежда и чёткие правила
— Если вы отправляетесь в многолюдное место, как лучше всего подготовить ребёнка?
— Вы должны хорошо видеть его в толпе, поэтому он должен быть одет во что-то яркое и заметное издалека. Мы рекомендуем перед выходом с ребёнком туда, где заведомо будет людно, сфотографировать его, чтобы, если он потеряется, вы могли предъявить это фото сотрудникам охраны, полиции, волонтёрам и так далее. Далее. В месте, где есть вероятность потерять друг друга, у ребёнка обязательно должна быть с собой записка или браслет с вашими контактными данными и его именем, телефон или часы-трекер. Также важно, чтобы любой ребёнок, отправляющийся на такое мероприятие, знал наизусть телефоны родителей и главное правило потерявшегося: оставаться на месте, где ты потерялся, и никуда ни с кем не уходить. Также важно чтобы ребёнок был в курсе, к кому он может обратиться за помощью.
Если нет собственного телефона — просить позвонить вам охранника, работника торгового центра. Заранее спросите, как он узнает, что человек работает в этом месте. Также можно обратиться к полицейскому или женщине с ребёнком. Придумайте с ребёнком пароль, который будете знать только вы и он, и, если он вам звонит с незнакомого номера, вы, благодаря паролю, можете быть уверены, что звонит именно он. То же самое — если вы ему по какой-то причине звоните с чужого телефона: вы говорите пароль, и ребёнок точно знает, что звонит мама или папа. Ребёнок должен оставаться на месте и никуда не уходить с теми, кто хочет ему помочь: взрослый, который готов помочь, может дойти до стойки информации и дать объявление о том, что такой-то мальчик или девочка ждёт маму в таком-то месте.
— Что необходимо объяснить ребёнку, когда вы заходите с ним в любой общественный транспорт, включая метро?
— Ребёнок должен знать правило: если он уехал от вас случайно на транспорте, он должен выйти на следующей остановке и ждать, если он остался на остановке, а вы уехали, то он должен оставаться на том же месте и ждать. В любой ситуации ребёнок ждёт, а взрослый ищет. Уходить никуда с этого места нельзя. В метро надо отойти от платформы, чтобы не снесла толпа, вглубь станции, к сине-красной стойке с кнопками «информация» и «SOS», нажать кнопку «SOS» и сказать, что он потерялся, и ждать около этой стойки вас.
— Скоро лето, какие есть правила безопасности в лесу?
— Чтобы лесная прогулка была для ребёнка безопасной, важно его правильно на неё собрать. С собой у ребёнка всегда должны быть: питьевая вода, полностью заряженный телефон, шоколадка (его обед и ужин в случае если он потеряется), свисток и яркая непромокаемая одежда. Не одевайте детей в лес в тёмную одежду или камуфляж и не одевайтесь так сами! Ребёнок должен уметь звонить в 112 и знать, что на этот номер можно позвонить даже тогда, когда на телефоне плохой приём или вообще нет сети. Объясните ему, что в тот момент, когда он понял, что потерялся, он должен остановиться и больше никуда не идти: только если рядом, не далее чем в 50 метрах, есть полянка, выйти на неё. В лесу надо отзываться, если зовут, свистеть в свисток, если нет свистка — стучать палкой по дереву. Важно! В лесу надо обращаться за помощью к любому встреченному человеку! Если наступает ночь, потерявшийся должен постараться не спать, чтобы услышать, как его будут звать: то есть прыгать, повторять стихи, петь песни.
— Что самое опасное для ребёнка, который гуляет один в природной среде?
— Самое опасное в лесу — это вовсе не дикие животные. Самая большая опасность – это вода: в природной среде из 15 погибших детей 14 погибают от воды. Это значит, что детям должно быть категорически запрещено приближаться к любой воде (к пруду, ручью, озеру, реке, морю) без взрослых, даже если они умеют плавать. Если в «Лиза Алерт» поступает заявка на поиск ребёнка, пропавшего рядом с водоёмом, мы всегда в первую очередь обращаем внимание именно на этот факт. Всегда, если вы компанией отдыхаете у воды, следите за ребёнком. Никогда не разрешайте детям ходить по льду.
Ещё одна опасность для детей, которые потерялись в лесу, — обезвоживание и переохлаждение. Для того чтобы этого избежать, одевайте детей в тёплую непромокаемую одежду и давайте с собой воду.
— Не будет ли ребёнок чувствовать себя некомфортно из-за того, что его всё время контролируют?
— Не будет, если это выглядит не как контроль ребенка, а как нормальная часть жизни всей семьи. Научить чему-то можно только собственным примером. Если вы не хотите, чтобы ребёнок ходил по льду, никогда не делайте этого сами. Если вы хотите приучить его к тому, чтобы он звонил вам, когда задерживается, он должен видеть, что то же самое делают мама и папа. Если в семье принято, чтобы папа встречал маму, когда она поздно вечером возвращается домой, то у него не будет вызывать дискомфорта тот факт, что иногда родители где-то тоже его встречают.
Оксана Морозова.
Аргументы и факты.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?