Минфин озвучил новые поправки в федеральный бюджет 2018 года. Они внушают оптимизм: нефтяные цены, которые по прогнозам одной из самых авторитетных американских кредитных организаций Bank of America, смогут выйти за пределы $100 за баррель, позволят России впервые с 2011-го добиться в этом году профицита казны. Минфин ожидает, что дополнительные доходы от экспорта углеводородов в 2018 году составят почти 2,75 трлн рублей, что в 5 раз больше, чем заложено в законе о бюджете. Однако, как полагают эксперты, государство предпочтет продолжать откладывать дополнительные средства на «черный день», а не укреплять с помощью этих денег экономическое состояние страны.
В этом году рынок нефти делает определенные успехи, которыми с удовольствием пользуются российские государственные финансовые ведомства. Несмотря на то, что базовая цена на «черное золото», утвержденная в законе о бюджете России, едва превышает $40 за баррель, за первые четыре месяца 2018 года средняя стоимость российской сорта Urals составила $66. В свою очередь, марка Brent, котирующаяся на европейском рынке, уже выросла выше $77 за «бочку», что стало новым рекордом, которого рынок не наблюдал с ноября 2014 года.
Более того, как утверждают аналитики Bank of America, уже в начале следующего года котировки сырья могут достигнуть $90 за баррель, а потом, возможно, преодолеть отметку в $100. Такое развитие событий подтверждает обострение геополитической обстановки на Ближнем Востоке — Вашингтон в очередной раз говорит о выходе из «ядерной сделки» с Тегераном и даже сообщил о восстановлении против Ирана экономических санкций, частично снятых с исламской республики в 2016 году.
Учитывая, что доля Ирана на мировом нефтяном рынке составляет не менее 4%, экономические ограничения в отношении Тегерана способны вызвать сокращение предложения и дефицит сырья торговых сырьевых площадках, что незамедлительно положительно отразится на ценовой конъюнктуре.
России, декларирующей развитие дружественных отношений с Ираном, это окажется на пользу. Санкции против Тегерана, главным образом, касались запрета на экспорт углеводородов из этого государства в США и большинство стран Европы. Вернувшись на западный рынок, Тегеран за считанные месяцы существенно нарастил свое производство, что несколько охладило сырьевые котировки. Иран не входит в состав коалиции основных мировых добытчиков «черного золота» ОПЕК+, которые в конце 2016 года договорились об ограничении собственного производства для повышения нефтяных котировок. Так что его позиция стала одним из главных препятствий для значительного роста цен на углеводороды.
Теперь же цены, как прогнозирует Bank of America, могут вернуться на уровень середины 2014 года. Такое предположение и существующая положительная динамика позволили российскому Минфин пересмотреть свои прогнозы относительно объема дополнительных доходов казны от нефти и газа. Если ранее ведомство оценивало их размер в 527 млрд рублей, то сейчас рассчитывает, что в этом году они составят около 2,75 трлн рублей. Уже в начале июня, с учетом прошлогодних накоплений, на счетах Минфина окажется свыше 2 трлн рублей, тогда как еще в начале года большинство финансовых аналитиков упрекало министерство в опустошении Резервного фонда.
Впрочем, как полагают эксперты, вряд ли эти дополнительные доходы станут стимулом для развития отечественной экономики. «Минфин как всегда оказался между двух огней — с одной стороны, ведомство отвечает за выполнение параметров бюджета. То есть, ему выгодно резервировать деньги. С другой, при возникновении у правительства запросов на очередные проекты, Минифину придется изыскивать дополнительные ресурсы», — уверен доктор экономических наук Игорь Николаев.
По мнению эксперта, проблема Минфина заключается в том, что он видит задачу исполнения бюджета исключительно в «бухгалтерской плоскости» — главная цель министерства заключается в сведении «дебета с кредитом». Поэтому, по словам Николаева, Минфин продолжит, скорее, направлять средства на покупку валюты на свободном рынке, нежели соглашаться на выделение очередного денежного транша на проект, окупаемость которого весьма условна и будет достигнута в течение десятилетия.
«В первую очередь, России необходимо урегулировать проблему западных санкций, которые продолжают усугубляться - по крайней мере со стороны США. Дополнительные поступления от экспорта углеводородов не станут панацеей для российской экономики. Возможно, баланс между поступающими на счета Минфина сверхдоходами от продажи нефти и необходимыми расходами на перспективные внутренние проекты будет достигнут после назначения главы финансового ведомства на пост первого вице-премьера, как обещал Дмитрий Медведев. Правда, эффект от изменения административной диспозиции (Силуанову в новой должности придется курировать весь финансово-экономический блок кабинета министров) окажется долгосрочным и его результаты проявятся не ранее, чем через несколько лет», — полагает Николаев.
Николай Макеев
В этом году рынок нефти делает определенные успехи, которыми с удовольствием пользуются российские государственные финансовые ведомства. Несмотря на то, что базовая цена на «черное золото», утвержденная в законе о бюджете России, едва превышает $40 за баррель, за первые четыре месяца 2018 года средняя стоимость российской сорта Urals составила $66. В свою очередь, марка Brent, котирующаяся на европейском рынке, уже выросла выше $77 за «бочку», что стало новым рекордом, которого рынок не наблюдал с ноября 2014 года.
Более того, как утверждают аналитики Bank of America, уже в начале следующего года котировки сырья могут достигнуть $90 за баррель, а потом, возможно, преодолеть отметку в $100. Такое развитие событий подтверждает обострение геополитической обстановки на Ближнем Востоке — Вашингтон в очередной раз говорит о выходе из «ядерной сделки» с Тегераном и даже сообщил о восстановлении против Ирана экономических санкций, частично снятых с исламской республики в 2016 году.
Учитывая, что доля Ирана на мировом нефтяном рынке составляет не менее 4%, экономические ограничения в отношении Тегерана способны вызвать сокращение предложения и дефицит сырья торговых сырьевых площадках, что незамедлительно положительно отразится на ценовой конъюнктуре.
России, декларирующей развитие дружественных отношений с Ираном, это окажется на пользу. Санкции против Тегерана, главным образом, касались запрета на экспорт углеводородов из этого государства в США и большинство стран Европы. Вернувшись на западный рынок, Тегеран за считанные месяцы существенно нарастил свое производство, что несколько охладило сырьевые котировки. Иран не входит в состав коалиции основных мировых добытчиков «черного золота» ОПЕК+, которые в конце 2016 года договорились об ограничении собственного производства для повышения нефтяных котировок. Так что его позиция стала одним из главных препятствий для значительного роста цен на углеводороды.
Теперь же цены, как прогнозирует Bank of America, могут вернуться на уровень середины 2014 года. Такое предположение и существующая положительная динамика позволили российскому Минфин пересмотреть свои прогнозы относительно объема дополнительных доходов казны от нефти и газа. Если ранее ведомство оценивало их размер в 527 млрд рублей, то сейчас рассчитывает, что в этом году они составят около 2,75 трлн рублей. Уже в начале июня, с учетом прошлогодних накоплений, на счетах Минфина окажется свыше 2 трлн рублей, тогда как еще в начале года большинство финансовых аналитиков упрекало министерство в опустошении Резервного фонда.
Впрочем, как полагают эксперты, вряд ли эти дополнительные доходы станут стимулом для развития отечественной экономики. «Минфин как всегда оказался между двух огней — с одной стороны, ведомство отвечает за выполнение параметров бюджета. То есть, ему выгодно резервировать деньги. С другой, при возникновении у правительства запросов на очередные проекты, Минифину придется изыскивать дополнительные ресурсы», — уверен доктор экономических наук Игорь Николаев.
По мнению эксперта, проблема Минфина заключается в том, что он видит задачу исполнения бюджета исключительно в «бухгалтерской плоскости» — главная цель министерства заключается в сведении «дебета с кредитом». Поэтому, по словам Николаева, Минфин продолжит, скорее, направлять средства на покупку валюты на свободном рынке, нежели соглашаться на выделение очередного денежного транша на проект, окупаемость которого весьма условна и будет достигнута в течение десятилетия.
«В первую очередь, России необходимо урегулировать проблему западных санкций, которые продолжают усугубляться - по крайней мере со стороны США. Дополнительные поступления от экспорта углеводородов не станут панацеей для российской экономики. Возможно, баланс между поступающими на счета Минфина сверхдоходами от продажи нефти и необходимыми расходами на перспективные внутренние проекты будет достигнут после назначения главы финансового ведомства на пост первого вице-премьера, как обещал Дмитрий Медведев. Правда, эффект от изменения административной диспозиции (Силуанову в новой должности придется курировать весь финансово-экономический блок кабинета министров) окажется долгосрочным и его результаты проявятся не ранее, чем через несколько лет», — полагает Николаев.
Николай Макеев
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?