В последнее время российское правительство активно обсуждает повышение налогов. Это вызвано необходимостью пополнения бюджета: выпадающие доходы от продажи подешевевшего сырья — нефти и газа — нужно чем-то замещать. В прошлом году увеличили налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизы. В этом — обсуждается увеличение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на добавленную стоимость (НДС). Последние сборы касаются непосредственно всех, и их изменение каждый почувствует на собственном кошельке.
Безусловно, увеличение налогов всегда чревато разгоном инфляции. По оценкам Минфина, ускорение от предложенных им нововведений может составить 2%. Но, скорее всего, товары в магазинах подорожают гораздо больше. Есть такое понятие, как инфляционная спираль — взаимосвязь магазинных ценников и заработных плат. Когда цены повышаются, население требует индексирования окладов. А когда их желание исполняется, ритейлеры пересматривают ценовую политику и вновь увеличивают расценки. С бегом по такому замкнутому кругу мы сталкиваемся сплошь и рядом в российской экономике.
Причем все это плохо соотносится с желанием ЦБ удержать официальную инфляцию в нынешнем году на уровне 4%. Такое ощущение, что цели и задачи, стоящие перед тремя отечественными финансовыми ведомствами — Минфином, Минэкономразвития и Банком России, — кардинально отличаются. ЦБ ратует за контроль над инфляцией. Минэкономразвития голосует двумя руками за всеобщий рост российской экономики, когда производители и продавцы товаров зарабатывают большие доходы и получают возможность для их дальнейшего инвестирования. Минфин же считает деньги и всеми способами латает бюджетные дыры. Цели у всех ведомств вроде бы благородные, но в результате, как лебедь, рак и щука из известной басни, они тянут российскую экономику в разных направлениях.
Аналогичное положение наблюдается и в налоговой сфере. Какие варианты изменения фискальной политики сейчас обсуждаются? Глава Минфина Антон Силуанов предложил увеличить НДС до 22% за счет снижения страховых взносов. Идея благая, так как она повысит налоговую нагрузку на те компании, которые работают по «серым» схемам. Однако увеличение НДС может поставить многие небольшие предприятия на грань рентабельности. Не исключено, что это приведет к росту безработицы, в том числе скрытой. Налоговые преференции и субсидии в России получают главным образом крупные государственные компании. Интересы малого бизнеса, как всегда, учитываются в последнюю очередь.
Снижение страховых взносов выгодно прежде всего предприятиям, где используется простой человеческий труд. Соответственно, оно негативно для высокотехнологических производств, так как предлагаемая налоговая инициатива плохо коррелирует с заявлениями первых лиц государства о необходимости модернизации экономики и внедрения новых технологий.
Другое предложение — округлить текущий размер НДФЛ в 13% либо до 10%, либо до 15% в зависимости от того, платит ли гражданин добровольные взносы в пенсионный фонд. Это напоминает позицию управдома из «Бриллиантовой руки»: «Если не будут брать билеты — отключим газ». Если добровольные взносы платишь — НДФЛ снизим, если нет — повысим. Но тогда о какой доброй воле идет речь? Принудиловка, и ничего больше.
Впрочем, к примеру, для семьи, едва сводящей концы с концами, подобные инициативы могут породить эмоциональную реакцию: «Раз так, то не буду платить вообще ни за что!». Безусловно, такая позиция сродни известной поговорке «назло маме отморожу уши». Но правительство не может не учитывать бедственное положение заметной доли россиян. Ведь за последний год доходы населения серьезно снизились и продолжают снижаться.
Что же сделать, чтобы и волки (то есть доходы бюджета) были сыты и овцы (к сожалению, под этими милыми животными подразумеваются рядовые жители России) целы? Возможно, налоговикам следует уделить более пристальное внимание прогрессивной шкале налогообложения и увеличить фискальные сборы с наших богатых соотечественников, которые не живут от зарплаты до зарплаты и не слишком беспокоятся о пенсии. Такая система отлично проявила себя во многих западных странах. В России разница в доходах колоссальна. Всего 3% самых богатых владеют больше половины нашей экономики. Разве не справедливо, чтобы именно на них ложилась основная налоговая нагрузка?
Пока же фискальный пресс давит в основном на средний класс и откровенно бедных россиян. В результате эти категории граждан вынуждены сокращать расходы, а то и вовсе перебиваться с хлеба на воду.
Утешает в этих новациях пока только одно. Владимир Путин пообещал, что повышения налогов до 2018 года не будет. Изменений в фискальной политике стоит ожидать после президентских выборов. Так что еще пару лет проживем...
Николай Макеев
Безусловно, увеличение налогов всегда чревато разгоном инфляции. По оценкам Минфина, ускорение от предложенных им нововведений может составить 2%. Но, скорее всего, товары в магазинах подорожают гораздо больше. Есть такое понятие, как инфляционная спираль — взаимосвязь магазинных ценников и заработных плат. Когда цены повышаются, население требует индексирования окладов. А когда их желание исполняется, ритейлеры пересматривают ценовую политику и вновь увеличивают расценки. С бегом по такому замкнутому кругу мы сталкиваемся сплошь и рядом в российской экономике.
Причем все это плохо соотносится с желанием ЦБ удержать официальную инфляцию в нынешнем году на уровне 4%. Такое ощущение, что цели и задачи, стоящие перед тремя отечественными финансовыми ведомствами — Минфином, Минэкономразвития и Банком России, — кардинально отличаются. ЦБ ратует за контроль над инфляцией. Минэкономразвития голосует двумя руками за всеобщий рост российской экономики, когда производители и продавцы товаров зарабатывают большие доходы и получают возможность для их дальнейшего инвестирования. Минфин же считает деньги и всеми способами латает бюджетные дыры. Цели у всех ведомств вроде бы благородные, но в результате, как лебедь, рак и щука из известной басни, они тянут российскую экономику в разных направлениях.
Аналогичное положение наблюдается и в налоговой сфере. Какие варианты изменения фискальной политики сейчас обсуждаются? Глава Минфина Антон Силуанов предложил увеличить НДС до 22% за счет снижения страховых взносов. Идея благая, так как она повысит налоговую нагрузку на те компании, которые работают по «серым» схемам. Однако увеличение НДС может поставить многие небольшие предприятия на грань рентабельности. Не исключено, что это приведет к росту безработицы, в том числе скрытой. Налоговые преференции и субсидии в России получают главным образом крупные государственные компании. Интересы малого бизнеса, как всегда, учитываются в последнюю очередь.
Снижение страховых взносов выгодно прежде всего предприятиям, где используется простой человеческий труд. Соответственно, оно негативно для высокотехнологических производств, так как предлагаемая налоговая инициатива плохо коррелирует с заявлениями первых лиц государства о необходимости модернизации экономики и внедрения новых технологий.
Другое предложение — округлить текущий размер НДФЛ в 13% либо до 10%, либо до 15% в зависимости от того, платит ли гражданин добровольные взносы в пенсионный фонд. Это напоминает позицию управдома из «Бриллиантовой руки»: «Если не будут брать билеты — отключим газ». Если добровольные взносы платишь — НДФЛ снизим, если нет — повысим. Но тогда о какой доброй воле идет речь? Принудиловка, и ничего больше.
Впрочем, к примеру, для семьи, едва сводящей концы с концами, подобные инициативы могут породить эмоциональную реакцию: «Раз так, то не буду платить вообще ни за что!». Безусловно, такая позиция сродни известной поговорке «назло маме отморожу уши». Но правительство не может не учитывать бедственное положение заметной доли россиян. Ведь за последний год доходы населения серьезно снизились и продолжают снижаться.
Что же сделать, чтобы и волки (то есть доходы бюджета) были сыты и овцы (к сожалению, под этими милыми животными подразумеваются рядовые жители России) целы? Возможно, налоговикам следует уделить более пристальное внимание прогрессивной шкале налогообложения и увеличить фискальные сборы с наших богатых соотечественников, которые не живут от зарплаты до зарплаты и не слишком беспокоятся о пенсии. Такая система отлично проявила себя во многих западных странах. В России разница в доходах колоссальна. Всего 3% самых богатых владеют больше половины нашей экономики. Разве не справедливо, чтобы именно на них ложилась основная налоговая нагрузка?
Пока же фискальный пресс давит в основном на средний класс и откровенно бедных россиян. В результате эти категории граждан вынуждены сокращать расходы, а то и вовсе перебиваться с хлеба на воду.
Утешает в этих новациях пока только одно. Владимир Путин пообещал, что повышения налогов до 2018 года не будет. Изменений в фискальной политике стоит ожидать после президентских выборов. Так что еще пару лет проживем...
Николай Макеев
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Какие новости для Вас актуальны ?